При описании структуры группы можно выделить структуру предпочтений, структуру «власти», структуру коммуникаций.
Рассмотрим коммуникативную структуру группы.
Существует централизованная и децентрализованная структура каналов внутригрупповых коммуникаций. Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим.
Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находиться на пересечении всех направлений общения и играет основную роль в организации групповой деятельности. Особенность децентрализованных структур коммуникаций состоит в коммуникативном равенстве всех участников группы.
Среди централизованных структур коммуникаций выделяется: фронтальная, радиальная, иерархичная; децентрализованные: цепная, круговая, полная.
Структура предпочтений малой группе определяется социометрией.
Существует еще структура малой группы с точки зрения стратометрической концепции:
|
|
1) «Ядро» - совместная групповая деятельность и ее цели.
2) Второй слой – ЦОЕ группы;
3) Третий слой непосредственно эмоциональные контакты.
Структура малой группы определяемая «властью» определяется с той позиции в чьих руках находятся бразды управления группой (у одного человека или группкой).
3. Процесс образования и развития малой группы.
Причины возникновения формальной малой группы:
Выделяют социологические и психологические причины. В случае формальных групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. (Пример, престижность профессии).
Психологическая причина возникновения малой группы включает потребности: общение, чувство принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.д.
Неформальные группы возникают спонтанно.
Этапы развития малой группы.
В СП существует несколько моделей группообразования.
1. Стратометрическая модель группообразования. Согласно этой концепции - развитие группы – это процесс возникновения и формирования все более глубоких слоев групповой активности, которая представляет собой многоуровневую систему. Этот процесс протекает от формирование активности, обусловленной индивидуально-психологическими различиями, до формирования активности, обусловленной совместной деятельностью.
2. Параметрический подход Л.И.Уманского:
- Первое, что определяет образование группы – это ее нравственная направленность (единство целей, мотивов, ЦО)
- Второе – организационное единство группы; групповая подготовленность к той или иной деятельности;
|
|
- Третье – психологическое единство (межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях).
3. Двухмерная модель развития Б.Такмена.
Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа: наличия сфер групповой активности – деловой и межличностной. В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:
1) стадия «проверки и зависимости» (поиск взаимоприемлемого взаимоотношения в группе);
2) стадия «внутреннего конфликта» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы);
3) стадия развития «групповой сплоченности» (постепенная гармонизация отношений, исчезновение конфликтов);
4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности» (связана с образованием ролевой структуры группы).
В сфере деловой активности:
1) стадия «ориентировки в задаче (поиск членами группы оптимального решения задачи);
2) стадия «эмоционального ответа на требования задачи» (противостояние некоторых членов группы требования задач из-за несовпадения последних с личными намерениями членов группы);
Во взаимодействии людей наблюдаются различные феномены. Одним из феноменов, находящихся в поле внимания социальной психологии является лидерство. ЛИДЕРСТВО — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий) — член группы, за к-рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель);2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, к-рого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и к-рый, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не представляют собой одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что в конечном счете определяется уровнем группового развития
Взгляды на источники, факторы, сущность лидерства и на психологические характеристики лидеров сформировались в рамках определенных теорий лидерства.
|