Психологическое воздействие предполагает понимание предрасположенности людей; знание их характерных черт и непроизвольных выражений, способностей и приобретенных навыков; особенностей поведения.
Поскольку индивид является членом той или иной социальной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики.
Общепринятая классификация средств психологического воздействия:
1)стимулирование тенденции к подражанию, вызывающей сплочение единомышленников и развитие энтузиазма, отметающих колебания. Руководитель (внушающий) не должен обнаруживать признаков сомнения, нерешительности или готовности следовать воле аудитории, так как он может потерять силу воздействия. Энтузиазм масс поднимается вверх вплоть до самопожертвования. Даже в крайних случаях индивидуальная воля не может увлечь человека так близко к границам опасности, как слепое влечение к подражанию. Мотивы отвлекающие или успокаивающие подавляются; 2)внушаемость предопределяется тем, что судьба индивида кажется связанной с судьбой группы. Повышению внушаемости содействуют условия жизни, например, совместное проживание команды на корабле. Членами группы движет чувство общности в ущерб самоопределению индивида; 3) крайняя степень повышенной внушаемости - психическое состояние которое в общем полезно на корабле, хотя может стать и вредным. Повышенная внушаемость - следствие жизненных условий, а не отношения членов группы к общей цели, последнее может быть даже индифферентным;
|
|