1. До революции:
- Михайловский: анализировал массовую психологию при революционном движении. Концепция «героев и толпы»: толпа – самостоятельное общественно-психологическое явление, легко внушаемая и податливая силе личнотси героя. Герой – порождение толпы, которого она выдвигает в определённые моменты истории. Один из главных психологических механизмов толпы – неосознанное подражание герою и взаимоподражание людей в массе.
- Плеханов дал определение понятия «общественная психология» как конкретно-историческое и классовое явление.
2. После революции: марксизм – единственная методологическая и идеологическая основа
- 20-е гг – попытки построения системы социально-психологических взглядов.
- Бехтерев: роль внушения в общественной жизни; групповая психика; характеристика различных социальных групп, классификация коллективов. Механистическая трактовка, сведение всего к условным рефлексам, но: первым обратился к эксперименту. Эксперименты совместно с Ланге: сравнивали характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления) в условиях групповой и изолированной работы. Результат: группа может стимулировать психическую деятельность одних членов и в то одновременно тормозить других.
- Аркин, Беляев – проблемы детских, ученических коллективов.
- Витке, Гастев, Керженцев – психология труда и управления организациями.
- Конец 20-х — начало 30-х гг. – свертывание и прекращение социально-психологических работ. «Психология является наукой социальной. Поэтому нет необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии». До конца 1950-х гг. считалась ветвью буржуазной психологии. Только труды Макаренко по теории и методики коммунистического воспитания в коллективе. Приоритет коллектива над личностью, воспитание коллективизма. С начала 50-х до середины 80-х гг. эти идеи не критиковались. Лишь в наше время систему взглядов Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».
- Коней 50-х, «оттепель» - некоторая либерализация науки. Возрождение социальной психологии. Ананьев, Ковалев, Парыгин,Баранов, Шорохова, Мансуров, Платонов.
- Кузьмин – первые эмпирические исследования групп и коллективов.
- Бодалев – «Восприятие человека человеком».
- Андреева – первый учебник по социальной психологии.
|
| 20 Метод наблюдения в социальной психологии, специфика его организации.
1. Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта.
-Открытое (исследуемые знают о факте наблюдения),
-Скрытое (исследуемые не знают о наблюдении за ними),
- Включённое (м.б. и открытым, и скрытым).
- Полевое – в естественных условиях жизни наблюдаемого; выжидательный характер.
- Лабораторное – в искусственно созданной ситуации; поведение исследуемого часто искажено.
- Спровоцированное – в естественных условиях, но ситуация задается исследователем. Близко к естественному эксперименту (в процессе игры, в ходе занятий и т. п.).
Специфика организации – та же самая, что и везде.
|
|
|