Биографический подход

Судьба художника также является ключом к смыслу его произведе­ния. Произведение всегда уникально и оригинально: в нем запечатлевает­ся неповторимая личность его создателя. На эту особенность художест­венного творчества опирается биографический подход, являющийся спо­собом прочтения художественного произведения через личность автора. Гюго замечал: «...писателей нужно судить... согласно неизменным зако­нам... искусства и особым законам, связанным с личностью каждого из них» (Гюго. 1956. С. 128). Эстетические идеи романтиков стали отправ­ным пунктом разработки биографического подхода французским литера­туроведом Сент-Бевом, с именем которого связывают возникновение это­го типа анализа. «Меня всегда привлекало, — пишет Сент-Бев, — изуче­ние писем, разговоров, мыслей, различных особенностей характера, нравственного облика — одним словом, биографии великих писателей...» (Сент-Бев. 1970. С. 109). Тынянов и Эйхенбаум ввели существенное для биографического метода понятие «литературный быт» и обратили внима­ние на взаимоотношения между художниками, на их личностные особен­ности, на их психологию. Это сблизило художественно-критический ана-

лиз с художественной прозой. И не случайно исследования Тынянова час­то превращались в романы о поэтах, где литературный быт раскрывался особенно рельефно. Личность писателя запечатлевается в произведении и можно установить его автора по стилю, по неповторимому «сцеплению слов» (выражение Льва Толстого).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: