Нравственная культура общества

Как уже отмечалось в разделе «Нравственность как культурно-исторический феномен», возникающие в животном мире предпосылки нравственных отношений, иногда обозначаемые как «предмораль», позволяют говорить о том, что некоторые элементы нравственного поведения появляются до возникновения человеческого общества. Миллионнолетний период становления общества и человека включает длительный этап «нравственности без морали», то есть этап объективно-нравственного поведения, которое, однако, не осознается как собственно нравственное. Первые черты человеческого общества связаны с отношениями взаимопомощи, взаимодействия для удовлетворения естественных потребностей и с ограничением в определенных ситуациях потребностей индивида как члена группы.

Главное, что нравственное начало – в полном смысле слова начало человеческой культуры, необходимое условие совместной деятельности, возникающее еще в «доорудийный» период первобытности. Иначе говоря, начало культуры – зачаток нравственной культуры человеческого общества уже на уровне первобытной группы собирателей.

Первая форма морального сознания (групповое) и все последующие (индивидуальное, общечеловеческое) начинают функционировать уже в развитом первобытном обществе, достигая на уровне родоплеменных отношений значительной сложности и дифференцированности.

Таким образом, нравственная культура общества характеризует всю историю человечества, являясь одним из показателей уровня его развития, в известном смысле – критерием его развития. Если иметь в виду «три лика» культуры – духовную, социальную и технологическую, то хотя нравственная культура относится к социальной культуре наряду с правом и политикой, она своей системой ценностей входит в духовную культуру, а являясь регулятивом межчеловеческих отношений, – и в технологическую культуру.

Особенности нравственной культуры

Каковы основные особенности нравственной культуры?

1. Приоритетность моральных принципов. Во всех сферах жизни общества в случаях столкновения интересов научных, экономических, политических, правовых, художественных и даже религиозных следует отдавать предпочтение моральным принципам: «Жизнь человеческая – высшая ценность». Поэтому опыты, опасные для здоровья человека, повсеместно запрещены. В современном законодательстве многих стран поэтому отменена смертная казнь, запрещена эвтаназия («легкая смерть» безнадежно больного человека). В экономике в особые условия поставлены производства, вредные для здоровья работающих, во все большей мере ограничиваются или преобразуются те производства, которые представляют угрозу окружающей среде. Все усилия ООН с момента ее создания направлены на разрешение международных конфликтов путем переговоров, а не силовыми способами.

2. Общезначимость моральных принципов. Именно развитое моральное сознание, преодолевающее узость рамок групповой морали, достигающее уровня общенародного, общегосударственного и, в современных условиях, международного, позволяет существовать современному человечеству. Это достигается, во-первых, тем, что простые нормы морального сознания оказываются понятными и признанными, и, во-вторых, тем, что эти нормы включены в основополагающие законы разных стран. Благодаря этим обстоятельствам они становятся для человека само собой разумеющимися, внутренне принятыми и естественными для любого воспитанного человека.

3. Сходное внешнее выражение повседневных норм морального сознания: улыбка, поклон, рукопожатие, есть подчеркивание доброжелательства, готовности к контакту (то, что называют «коммуникативностью» морального сознания). Однако в отличие от первых двух особенностей в данном случае уже необходимо учитывать и разнообразие, связанное с национальными традициями, особенностями духовного склада, обычаями. Отсюда необходимость изучения этикета, отнюдь не только для дипломатов, но и для любого человека, которому предстоит поездка в ту или иную страну. Знание внешних правил поведения есть признак того, что человек овладел современной нравственной культурой.

Поле нравственной культуры безгранично, ее проявления многообразны. Она и массовидна и уникальна. Нравственная культура общества каждое мгновение отражается, проявляется, воплощается в миллионах миллионов человеческих контактов всюду и всегда, когда встречаются два человека или собираются массы людей. Исторически сложившаяся нравственная культура современного общества проявляется в том, как ведут себя люди во всех этих контактах: умеют ли учитывать особенности подобных контактов в условиях мегаполиса, небольшого города или деревушки. Темп жизни большого города влияет на способы и характер моральных регулятивов. И оказывается, что при общности принципов нравственной культуры существует их «аранжировка», приспособление к конкретным условиям.

Каковы возможности общества воздействовать на тех, кто нарушает существующий уровень нравственной культуры? Самый непосредственный – воздействие общественного мнения: от замечания, выражения неодобрения до требования исправить оплошность или попросить извинения. Но общественное мнение оказывается действенным, когда члены общества реализуют его во вполне конкретных ситуациях. Поэтому одним из важнейших показателей нравственной культуры общества оказывается степень нетерпимости к нарушениям принятых норм нравственной культуры.

Разумеется, нет таких норм морального сознания, которые никогда и никем не нарушались. Однако частота нарушения в значительной мере связана с бытующим в обществе отношением к тем или иным нарушениям.

Например, конституции государств – членов ООН и Всеобщая декларация прав человека категорически осуждают дискриминацию личности по национальной принадлежности. Однако проявления национальной или расовой нетерпимости (национализм, шовинизм, фашизм) не исчезли после разгрома германского и итальянского фашизма. Позорнейшее явление ХХ в. и сегодня имеет место не только в Германии, но и во Франции, во многих европейских государствах, в США. В нашей стране такой позорной «традицией» являлся и является бытовой антисемитизм, поддерживавшийся властью и в Российской империи, и в Советском Союзе. В последние годы к нему добавилась расовая ненависть к «цветным», от представителей кавказских народов до любых «не наших».

В межчеловеческих отношениях нет и не может быть явлений, нейтральных к моральному сознанию и нравственному поведению членов общества. В определенных ситуациях общество обязано использовать как моральные, так и правовые санкции. Иное отношение аморально и преступно. Необычайно опасно равнодушие и тем более прямое попустительство, создающее благоприятный моральный климат для распространения и укрепления подобных взглядов.

Поскольку нравственная культура общества развивается и укрепляется людьми, составляющими это общество, очевидна непосредственная связь нравственной культуры общества с нравственной культурой личности, что отнюдь не подразумевает их тождества, поскольку нет тождества группового (общественного) и индивидуального морального сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: