При изменении нагрузки автомобиля изменяется и динамическая характеристика автомобиля. Для сравнения тягово-скоростных свойств автомобилей при различной массе, динамическая характеристика дополняется номограммой нагрузок (рис. 5).
Строится номограмма нагрузок следующим образом. На продолжении оси абцисс динамической характеристики (60-80 мм от начала координат) откладывается шкала нагрузок таким образом, чтобы нагрузка 100% совпадала с началом координат, а нагрузка 0% стала крайней левой точкой шкалы. Из этой точки восстанавливается перпендикуляр к оси абцисс, на котором в определенным масштабе откладываются значения динамического фактора при нагрузке – 0%.
Масштаб шкалы динамического фактора – ао при нагрузке 0 % определяется по формуле:
, (1.29)
где a100 – масштаб шкалы D 100%;
Ga, Go – вес автомобиля, соответственно при полной нагрузке (100%) и без нагрузки.
Точки на ординатах, соответствующие одинаковым значениям динамического фактора, соединяются прямыми сплошными линиями.
|
|
Максимальные значения окружных сил обычно ограничены по условиям сцепления, поэтому на динамической характеристике показывают также динамический фактор по сцеплению Dφ , определяемый по формуле:
Dφ = φ ·G2 /Ga, (1.30)
где φ – коэффициент сцепления;
G2 – вес автомобиля, приходящийся на ведущую ось, Н.
Расчет производится для значений коэффициента сцепления, в пределах от 0,1 до 0,7 для порожнего и полностью груженного состояний автомобиля.
Рис. 5 Динамический паспорт автомобиля
Полученные значения Dφ откладываются на соответствующих ординатах номограммы нагрузок (см. рис. 5) и соединяются пунктирными линиями для одинаковых значений φ.
Значения D и D могут не совпадать из-за разного соотношения масс автомобиля приходящихся на переднюю и заднюю оси при полной нагрузке и без нагрузки. Для полноприводных автомобилей Dφ = φ.
Дополнительное задание:
По динамическому паспорту:
- определить максимальный подъем, преодолеваемый АТС при полной загрузке и в порожнем состоянии, с учетом динамического фактора по сцеплению;
- определить максимальную скорость АТС на третьей передаче в порожнем состоянии;
- определить возможность трогания с места в порожнем состоянии и коэффициенте сцепления равном 0,3;
- определить возможность трогания и движения АТС в порожнем состоянии при коэффициенте сцепления 0,4 и коэффициенте сопротивления качению 0,1, если АТС находиться на подъеме 5%.