Основные сведения о динамическом паспорте автомобиля

Для оценки тяговой динамичности автомобиля используют уравнение движения автомобиля. Уравнение связывает силы, движущие автомобиль с силами сопротивления движению и позволяет определить характер движения автомобиля в каждый момент времени с учетом всех изменяющихся условий. При изучении динамичности автомобиля не учитывается устойчивость автомобиля и комфортабельность его. Все это будет учтено при изучении других разделов («Устойчивость автомобиля», «Управляемость автомобиля»).

Уравнение движения автомобиля имеет вид:

Pm – Pд – Pв ± Pu = 0

где Рг – сила тяги автомобиля;

Рд – сила сопротивления дороги; Рв – сила сопротивления воздуха; Ри – сила инерции автомобиля.

Для решения уравнения движения пользуются наглядными графоаналитическими методами. К ним относятся:

· метод силового баланса,

· метод мощностного баланса,

· метод динамической характеристики.

Наиболее конкретный метод расчета – метод динамической характеристики. Т.е. метод построения динамического паспорта автомобиля.

Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность 3-х графиков – динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.

Расчет и построение динамического, паспорта начинают с динамической характеристики.

Динамическая характеристика – это графическая зависимость динамического фактора а), отскорости движения автомобиля (Vа) в м/с, т.е. для построения динамической характеристики требуется определить скорость автомобиля – Vа и динамический фактор Да.

Скорость движения автомобиля определяют по формуле: Vа = ω · r к

(Эта формула перевода угловой скорости в линейную скорость – смотри курс физики за общеобразовательную школу).

Где r к – радиус колеса в метрах

Разрез колеса: r к = + b к(1 – λ), следовательно

dk и bk - соответственно диаметр обода и ширина профиля шины (разме­ры даются в маркировке автомобильных шин - смотри справочную литерату­ру); X - коэффициент деформации шин, лежит в пределах X = 0,10 - 0,16;

ωс – угловая скорость ведущего колеса автомобиля,

где ωс - угловая скорость коленчатого вала, в рад/с, дана (т.е. уже опреде­лена) в работе №1 (использовать числовые значения не менее 5-ти режимов работы двигателя); Итр - передаточное число трансмиссии, определяется: Итр = Икпп – Игл.п.

где Икпп - передаточное число коробки передач, зависит от включенной пере­дачи и есть справочная величина;

Динамический фактор (Да) определяется по формуле:

где,

Да - динамический фактор для загруженного автомобиля;

Рт- сила тяги, в Н;

Рв - сила сопротивления воздуха, в Н;

Ga - сила тяжести загруженного автомобиля, в Н.

Сила тяги (Рт) определяется:

где,

rк - радиус колеса, в м;

Мт - момент тяги, в Им, определяется: Мт = Mдв*Uтр* ηтр, где Мда - момент вращения двигателя, определен в задании №1 для пяти режимов работы дви­гателя;

U тр— передаточное число трансмиссии;

ηтр - к.п.д. трансмиссий, учитывает потери в трансмиссии. к.п.д. трансмис­сии зависит от многих факторов, и фактически является величиной переменной, т.к. в течении эксплуатации автомобилей по мере износа деталей трансмиссии к.п.д. (ηтр) уменьшается, тоже происходит при увели­чении вязкости трансмиссионного масла.

При выполнении расчета следует пользоваться постоянным значением к.п.д., в таблице ниже приведены примерные значения ηтр для разных типов автомобилей.

Таблица №1

№ п/п Типы автомобилей Пф
1. Гоночные и спортивные 0,90-0,95
2. Легковые 0,90-0,92
3. Грузовые и автобусы 0,82 - 0,85
4. Автомобили повышенной проходимости 0,80 - 0,85

Сила сопротивления воздуха (Рв)при движении автомобиля прямо зави­сит от обтекаемости автомобиля, от площади лобового сечения автомобиля, от квадрата скорости движения автомобиля.

Сила определяется по формуле:

где,

Кв - коэффициент обтекаемости, измеряется в , значения коэффициентов приводятся в справочных таблицах (Л.1, стр. 106, таб.6). Fa - площадь ло­бового сечения автомобиля определяется по формулам:

для грузовых автомобилей Fa = BHa

для легковых автомобилей Fa = 0,78 ВаНа, где

На- высота автомобиля, в м; Ва - ширина автомобиля, в м;

В - колея автомобиля, в м.

Va - скорость движения автомобиля, в м/с.

Ga - сила тяжести полностью загруженного автомобиля определяют пу­тем умножения полной массы автомобиля (Ма) и ускорение свободного па­дения -g = 9,81 м/с2.

Результаты расчетов всех величин (Мт - момента тяги, Рт - силы тяги, Va -скорости движения автомобиля, Рв - силы сопротивления воздуха, динамиче­ского фактора полностью загруженного автомобиля Да всех режимах работы двигателя и всех передач автомобиля следует свести в одну таблицу. Таблицей удобнее пользоваться при построении графика - динамической характеристики. После построения графика динамической характеристики строят график - номограмма нагрузок, а потом уже и третий график - график контроля буксо­вания.

Техническая характеристика

№ п/п Марка авто Размер шин Макс крутящ. момент Макс обороты вала (кол) Ширина (колес) мм Высота автомобиля мм Ма Полная масса (кг) Мо Собственная масса (кг) Ма2 Полная масса на ведущие колеса (кг) Мо2 Собственная масса на ведущие колеса (кг) КПД транс (Гi) Передачи Радиус-R поворота Высота центра тяжести
U U1 U2 U3 U4 U5 Разд. Коробки
  Зил-4314 (130)   402.0               0,82 6,32 7,44 4,1 2,29 1,47     8,9 1,2
  Урал 377Н   465.8               0,82 6,32 6,17 3,4 1,79   0,78   11,4 1,3
  Газ 53А   284.4               0,82 6,83 6,55 3,09 1,71       9,0 1,1
  Газ 53-12   284.4               0,85 6,83 6,55 3,09 1,71       9,0 1,1
  Маз 5335   666.8               0,83 7,24 5,26 2,9 1,52   0,66   9,5 1,3
  Маз 53352   882.6               0,84 7,78 5,5 2,8 1,39   0,71   9,5 1,3
  Камаз   637.4               0,85 5,94 6,38 3,29 2,04 1,25 0,81   9,3 1,4
  Камаз   637.4               0,85 5,94 6,38 3,29 2,04 1,25 0,81   9,8 1,4
  Газ   284.4               0,82 6,83 6,55 3,09 1,71       10,0 1,1
  Зил 133Г2   402.0               0,8 6,32 7,44 4,1 2,29 1,47     11,6 1,2
  Зил 133ГЯ   637.4               0,85 6,83 7,82 4,03 2,5 1,53     12,1 1,2
  Урал   637.4               0,85 7,32 5,61 2,89 1,64   0,72 1,3 11,4 1,3
  Краз   1078.7               0,84 8,17 7,73 3,94 1,96       13,5 1,4
  Газ24 135*35 186.2               0,9 4,1 3,5 2,26 1,45       6,0 0,8
  Ваз P13 94.1               0,9 4,3 3,67 2,1 1,36       5,9 0,7
  Ваз P13 121.6               0,9 4,1 3,24 1,98 1,21       5,9 0,7
  Ваз P13 105.9               0,9 4,1 3,67 2,1 1,36       5,9 0,7
  Ваз   95.1               0,92 3,9 3,69 1,95 1,36 0,94 0,78     0,7
  Москвич   107.9               0,9 3,9 3,49 2,04 1,33       5,7 0,7
  ИЖ   107.9               0,9 4,22 3,49 2,04 1,33       5,7 0,7
  Газ   186.2               0,9 4,1 3,5 2,26 1,45       6,0 0,8
  Газ   182.0               0,92 3,9 3,5 2,26 1,45       6,2 0,8
  Газ 14   451.1               0,92 3,58 2,64 1,55         7,8 0,8
  Зил   608.0               0,92 3,62 2,02 1,42         8,2 0,8
  Уаз 452ДМ   166.7               0,85 5,125 4,12 2,64 1,58       6,8 1,0
  Уаз 469Б   166.7               0,9 5,125 4,12 2,64 1,58       6,8 1,0
  Луаз 969А   74.5               0,85 5,34 3,8 2,12 1,4 0,96     5,5 0,7
  Ваз   121.6               0,8 4,3 3,24 1,99 1,29     1,2 5,9 0,8
  Заз 968М   74. 5               0,9 4,125 3,8 2,12 1,4 0,96     5,6 0,7

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: