Для оценки тяговой динамичности автомобиля используют уравнение движения автомобиля. Уравнение связывает силы, движущие автомобиль с силами сопротивления движению и позволяет определить характер движения автомобиля в каждый момент времени с учетом всех изменяющихся условий. При изучении динамичности автомобиля не учитывается устойчивость автомобиля и комфортабельность его. Все это будет учтено при изучении других разделов («Устойчивость автомобиля», «Управляемость автомобиля»).
Уравнение движения автомобиля имеет вид:
Pm – Pд – Pв ± Pu = 0
где Рг – сила тяги автомобиля;
Рд – сила сопротивления дороги; Рв – сила сопротивления воздуха; Ри – сила инерции автомобиля.
Для решения уравнения движения пользуются наглядными графоаналитическими методами. К ним относятся:
· метод силового баланса,
· метод мощностного баланса,
· метод динамической характеристики.
Наиболее конкретный метод расчета – метод динамической характеристики. Т.е. метод построения динамического паспорта автомобиля.
|
|
Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность 3-х графиков – динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.
Расчет и построение динамического, паспорта начинают с динамической характеристики.
Динамическая характеристика – это графическая зависимость динамического фактора (Да), отскорости движения автомобиля (Vа) в м/с, т.е. для построения динамической характеристики требуется определить скорость автомобиля – Vа и динамический фактор Да.
Скорость движения автомобиля определяют по формуле: Vа = ω · r к
(Эта формула перевода угловой скорости в линейную скорость – смотри курс физики за общеобразовательную школу).
Где r к – радиус колеса в метрах
Разрез колеса: r к = + b к(1 – λ), следовательно
dk и bk - соответственно диаметр обода и ширина профиля шины (размеры даются в маркировке автомобильных шин - смотри справочную литературу); X - коэффициент деформации шин, лежит в пределах X = 0,10 - 0,16;
ωс – угловая скорость ведущего колеса автомобиля,
где ωс - угловая скорость коленчатого вала, в рад/с, дана (т.е. уже определена) в работе №1 (использовать числовые значения не менее 5-ти режимов работы двигателя); Итр - передаточное число трансмиссии, определяется: Итр = Икпп – Игл.п.
где Икпп - передаточное число коробки передач, зависит от включенной передачи и есть справочная величина;
Динамический фактор (Да) определяется по формуле:
где,
Да - динамический фактор для загруженного автомобиля;
Рт- сила тяги, в Н;
Рв - сила сопротивления воздуха, в Н;
Ga - сила тяжести загруженного автомобиля, в Н.
|
|
Сила тяги (Рт) определяется:
где,
rк - радиус колеса, в м;
Мт - момент тяги, в Им, определяется: Мт = Mдв*Uтр* ηтр, где Мда - момент вращения двигателя, определен в задании №1 для пяти режимов работы двигателя;
U тр— передаточное число трансмиссии;
ηтр - к.п.д. трансмиссий, учитывает потери в трансмиссии. к.п.д. трансмиссии зависит от многих факторов, и фактически является величиной переменной, т.к. в течении эксплуатации автомобилей по мере износа деталей трансмиссии к.п.д. (ηтр) уменьшается, тоже происходит при увеличении вязкости трансмиссионного масла.
При выполнении расчета следует пользоваться постоянным значением к.п.д., в таблице ниже приведены примерные значения ηтр для разных типов автомобилей.
Таблица №1
№ п/п | Типы автомобилей | Пф |
1. | Гоночные и спортивные | 0,90-0,95 |
2. | Легковые | 0,90-0,92 |
3. | Грузовые и автобусы | 0,82 - 0,85 |
4. | Автомобили повышенной проходимости | 0,80 - 0,85 |
Сила сопротивления воздуха (Рв)при движении автомобиля прямо зависит от обтекаемости автомобиля, от площади лобового сечения автомобиля, от квадрата скорости движения автомобиля.
Сила определяется по формуле:
где,
Кв - коэффициент обтекаемости, измеряется в , значения коэффициентов приводятся в справочных таблицах (Л.1, стр. 106, таб.6). Fa - площадь лобового сечения автомобиля определяется по формулам:
для грузовых автомобилей Fa = BHa
для легковых автомобилей Fa = 0,78 ВаНа, где
На- высота автомобиля, в м; Ва - ширина автомобиля, в м;
В - колея автомобиля, в м.
Va - скорость движения автомобиля, в м/с.
Ga - сила тяжести полностью загруженного автомобиля определяют путем умножения полной массы автомобиля (Ма) и ускорение свободного падения -g = 9,81 м/с2.
Результаты расчетов всех величин (Мт - момента тяги, Рт - силы тяги, Va -скорости движения автомобиля, Рв - силы сопротивления воздуха, динамического фактора полностью загруженного автомобиля Да всех режимах работы двигателя и всех передач автомобиля следует свести в одну таблицу. Таблицей удобнее пользоваться при построении графика - динамической характеристики. После построения графика динамической характеристики строят график - номограмма нагрузок, а потом уже и третий график - график контроля буксования.
Техническая характеристика
№ п/п | Марка авто | Размер шин | Макс крутящ. момент | Макс обороты вала (кол) | Ширина (колес) мм | Высота автомобиля мм | Ма Полная масса (кг) | Мо Собственная масса (кг) | Ма2 Полная масса на ведущие колеса (кг) | Мо2 Собственная масса на ведущие колеса (кг) | КПД транс (Гi) | Передачи | Радиус-R поворота | Высота центра тяжести | ||||||
U | U1 | U2 | U3 | U4 | U5 | Разд. Коробки | ||||||||||||||
Зил-4314 (130) | 402.0 | 0,82 | 6,32 | 7,44 | 4,1 | 2,29 | 1,47 | 8,9 | 1,2 | |||||||||||
Урал 377Н | 465.8 | 0,82 | 6,32 | 6,17 | 3,4 | 1,79 | 0,78 | 11,4 | 1,3 | |||||||||||
Газ 53А | 284.4 | 0,82 | 6,83 | 6,55 | 3,09 | 1,71 | 9,0 | 1,1 | ||||||||||||
Газ 53-12 | 284.4 | 0,85 | 6,83 | 6,55 | 3,09 | 1,71 | 9,0 | 1,1 | ||||||||||||
Маз 5335 | 666.8 | 0,83 | 7,24 | 5,26 | 2,9 | 1,52 | 0,66 | 9,5 | 1,3 | |||||||||||
Маз 53352 | 882.6 | 0,84 | 7,78 | 5,5 | 2,8 | 1,39 | 0,71 | 9,5 | 1,3 | |||||||||||
Камаз | 637.4 | 0,85 | 5,94 | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,81 | 9,3 | 1,4 | ||||||||||
Камаз | 637.4 | 0,85 | 5,94 | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,81 | 9,8 | 1,4 | ||||||||||
Газ | 284.4 | 0,82 | 6,83 | 6,55 | 3,09 | 1,71 | 10,0 | 1,1 | ||||||||||||
Зил 133Г2 | 402.0 | 0,8 | 6,32 | 7,44 | 4,1 | 2,29 | 1,47 | 11,6 | 1,2 | |||||||||||
Зил 133ГЯ | 637.4 | 0,85 | 6,83 | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 12,1 | 1,2 | |||||||||||
Урал | 637.4 | 0,85 | 7,32 | 5,61 | 2,89 | 1,64 | 0,72 | 1,3 | 11,4 | 1,3 | ||||||||||
Краз | 1078.7 | 0,84 | 8,17 | 7,73 | 3,94 | 1,96 | 13,5 | 1,4 | ||||||||||||
Газ24 | 135*35 | 186.2 | 0,9 | 4,1 | 3,5 | 2,26 | 1,45 | 6,0 | 0,8 | |||||||||||
Ваз | P13 | 94.1 | 0,9 | 4,3 | 3,67 | 2,1 | 1,36 | 5,9 | 0,7 | |||||||||||
Ваз | P13 | 121.6 | 0,9 | 4,1 | 3,24 | 1,98 | 1,21 | 5,9 | 0,7 | |||||||||||
Ваз | P13 | 105.9 | 0,9 | 4,1 | 3,67 | 2,1 | 1,36 | 5,9 | 0,7 | |||||||||||
Ваз | 95.1 | 0,92 | 3,9 | 3,69 | 1,95 | 1,36 | 0,94 | 0,78 | 0,7 | |||||||||||
Москвич | 107.9 | 0,9 | 3,9 | 3,49 | 2,04 | 1,33 | 5,7 | 0,7 | ||||||||||||
ИЖ | 107.9 | 0,9 | 4,22 | 3,49 | 2,04 | 1,33 | 5,7 | 0,7 | ||||||||||||
Газ | 186.2 | 0,9 | 4,1 | 3,5 | 2,26 | 1,45 | 6,0 | 0,8 | ||||||||||||
Газ | 182.0 | 0,92 | 3,9 | 3,5 | 2,26 | 1,45 | 6,2 | 0,8 | ||||||||||||
Газ 14 | 451.1 | 0,92 | 3,58 | 2,64 | 1,55 | 7,8 | 0,8 | |||||||||||||
Зил | 608.0 | 0,92 | 3,62 | 2,02 | 1,42 | 8,2 | 0,8 | |||||||||||||
Уаз 452ДМ | 166.7 | 0,85 | 5,125 | 4,12 | 2,64 | 1,58 | 6,8 | 1,0 | ||||||||||||
Уаз 469Б | 166.7 | 0,9 | 5,125 | 4,12 | 2,64 | 1,58 | 6,8 | 1,0 | ||||||||||||
Луаз 969А | 74.5 | 0,85 | 5,34 | 3,8 | 2,12 | 1,4 | 0,96 | 5,5 | 0,7 | |||||||||||
Ваз | 121.6 | 0,8 | 4,3 | 3,24 | 1,99 | 1,29 | 1,2 | 5,9 | 0,8 | |||||||||||
Заз 968М | 74. 5 | 0,9 | 4,125 | 3,8 | 2,12 | 1,4 | 0,96 | 5,6 | 0,7 |
|
|