Уровни и способы прямого регулирования цен

Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться различными способами.

1. Установление фиксированных цен означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Самый жесткий способ государственного регулирования. Применяется достаточно редко, например при установлении тарифов на железнодорожном транспорте. Тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ - участниц Тарифного соглашения от 17 февраля 1993 г. Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа и единого транзитного тарифа. Валютой тарифа является швейцарский франк.

2. Установление предельных цен. Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России на алкогольную продукцию, в Японии на рис). При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

Предельно высокими являются регистрируемые отпускные цены производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» государственной регистрации подлежат цены на все лекарственные средства отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации. Зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные средства, включенные в перечень, заносятся Минздравом России в Государственный реестр цен на лекарственные средства. Цены на включенные в перечень лекарственные средства отечественного производства регистрируются в рублях на условиях франко-склад организации по производству лекарственных средств. Цены на включенные в Перечень импортные лекарственные средства регистрируются в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату регистрации. Оприходование на складе импортных лекарственных средств, включенных в Перечень, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Банка России на дату оприходования. Отпускные цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в Перечень, формируются путем сложения цены и оптовой надбавки к ней.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» было установлено введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный - в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии).

3. Установление предельного уровня рентабельности означает определенную свободу предприятия в ценообразовании, ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает предприятие в сокращении издержек.

Пример 5.1. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции на предприятии В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%, тогда предприятие А может установить цену на уровне 115 руб., а предприятие В на уровне 138 руб., предельный размер прибыли в цене единицы продукции для предприятия A составит 15 руб., а для предприятия В - 18 руб.

4. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок. В основном данный метод применяется для регулирования цен на социально значимые товары. Например, в Алтайском крае в 2000 г. устанавливался предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки на топливо печное бытовое, керосин осветительный (35%), нефтепродукты (65%), соль (50%), муку для предприятий хлебопечения (15%) и т.д.; предельный размер торговой наценки на детское питание (30%), нефтепродукты (4%), хлебобулочные изделия (20%).

Пример 5.2. Рассмотрим возможный порядок расчета розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена составляет 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки - 25%, предельный уровень торговой надбавки - 20%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2).

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре. Предельная розничная цена составит 216 руб. (180 + 180 х 0,2).

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и составит 240 руб. (200 + 200 х 0,2). Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

Вариант 4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (200 + 200 х 0,25).

Вариант 5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя. Следовательно, вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя. Предельная цена оптового посредника составит 250 руб. (220 + 200 х 0,15). Вариант 6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу. Предельная розничная цена составит 300 руб. (250 + 250 х 0,20).

5. Установление предельных коэффициентов изменения цен. Например, Федеральная служба по тарифам приказом от 11 апреля 2007 г. № 68-э установила дифференцированные по округам:

■ предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуга организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам РФ на 2008 г.;

■ предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затратам по оказанию коммунальных услуг по субъектам РФ на 2008 г.

6. Декларирование цен может вводиться по решению органов исполнительной власти на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование, реализуют продукцию по цене не выше декларируемой.

7. Общее замораживание цен применяется при чрезвычайно высоких темпах инфляции, может применяться также замораживание цен на отдельные товары (группы товаров).

8. Установление рекомендательных цен распространено в зарубежной практике ценообразования по важнейшим видам продукции (США, Япония, Франция). Предприятия имеют право реализовать продукцию по рыночной цене, но если она отличается от рекомендованной, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

К продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относится продукция, обеспечивающая экономическую безопасность страны, производимая крупнейшими предприятиями-монополистами. По мере развития рынка перечень этой продукции уменьшается. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен на следующие виды продукции:

■ природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть - Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

■ продукция ядерно-топливного цикла;

электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

■ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

■ продукция оборонного назначения;

■ алмазное сырье, драгоценные камни;

■ протезно-ортопедические изделия;

■ перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

■ перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

■ погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

■ услуги ледокольного флота;

■ аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

■ обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

■ отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

■ водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

■ этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.

Органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на продукцию, от производства которой зависит экономическая безопасность территории, бесперебойное функционирование основных систем, обеспечивающих основные условия жизни населения. В настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен на:

■ топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;

■ перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

■ торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг;

■ социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на отдельные виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

■ снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

■ наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

■ торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

■ перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

■ перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

■ перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

■ перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

■ транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Контрольные вопросы

1. Какие цели преследует государственное регулирование цен?

2. Эффективно ли государственное регулирование цен?

3. Чем отличается прямое регулирование цен от косвенного?

4. Какие методы включает косвенное регулирование цен?

5. Почему переход к рынку в нашей стране начался с перехода к свободному ценообразованию?

6. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на федеральном уровне? Почему?

7. На какие товары и услуги регулирование цен осуществляется на уровне субъектов Федерации?

8. В чем заключается основной недостаток регулирования цен посредством установления предельного уровня рентабельности и предельного размера снабженческо-сбытовой надбавки?

9. Какие цели преследует регулирование предельных цен?

10. Чем отличается понятие «предельная цена» от понятия «фиксированная цена»?

11. Каковы причины дифференциации тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в субъектах РФ?

Тесты

1. На уровне субъектов федерации цены регулируются:

а) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях;

б) протезно-ортопедические изделия;

в) услуги систем водоснабжения и канализации;

г) плату за обучение в вузах;

д) оплату населением жилья и коммунальных услуг.

2. Регулирование цен на продукцию ликероводочной промышленности осуществляется в форме:

а) предельного уровня рентабельности;

б) фиксированных цен;

в) предельно высоких цен;

г) предельно низких цен.

3. Государство регулирует:

а) торговые надбавки на обувь;

б) торговые надбавки на продукты детского питания;

в) торговые надбавки на товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах;

г) торговые надбавки на ткани.

4. Цены регулируются на уровне субъектов Федерации:

а) на услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях;

б) керосин;

в) протезно-ортопедические изделия;

г) топливо твердое, реализуемое для населения.

5. К косвенным методам регулирования цен можно отнести:

а) установление предельного норматива рентабельности;

б) установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;

в) изменение акцизной ставки;

г) установление паритетных цен.

6. Цена предельная - это:

а) цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;

б) максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;

в) значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;

г) цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.

7. К продукции, цены на которую регулируются на федеральном уровне, относятся:

а) алмазное сырье и драгоценные камни;

б) газ природный, реализуемый населению;

в) электро- и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ФЭК;

г) ликероводочная продукция крепостью свыше 28%, ввозимая на территорию Российской Федерации.

8. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов может осуществляться в форме установления:

а) скользящих цен;

б) предельных цен;

в) сезонных цен;

г) прейскурантных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: