Структурная организация научно-популярных изданий

Структуру издания составляют следующие его элементы:

а) все виды текстов:

    • основной,
    • дополнительные (дополнительные разъяснения, дополнительная информация, цитирование других источников и т.д.),
    • вспомогательные (напоминания, отсылки, обращения),
    • методические (вопросы, задания, резюме и пр.),
    • рубрикационные (заголовки, развернутые подзаголовки, эпиграфы и пр.),
    • тексты, относящиеся к научному аппарату книги (примечания, сноски, библиография, перечни понятий, имен, терминов и пр.);

б) все подрисуночные подписи (многие дополнительные тексты могут быть одновременно и развернутой подрисуночной подписью);

в) элементы, подлежащие акцентированию (это могут быть термины, имена, названия, даты, научные формулировки, выводы и пр.);

г) все иллюстративные материалы:

    • иллюстрации «прямые» к основному тексту,
    • иллюстрации «косвенные», не связанные прямо с текстом,
    • иллюстрации к дополнительным, вспомогательным и прочим видам текстов,
    • иллюстрации рубрикационной системы (фронтисписного, шмуцтитульного типа и заставки, которые раскрывают смысл локальной темы, и пр.);

д) элементы ориентации (оглавление, компендиумы, колонтитулы, колонцифры, мнемонические знаки и др.).

Наиболее простую структурную организацию имеют, например, издания, тексты которых идут почти без иллюстративного сопровождения. Основной составляющей их структуры является сплошной текст, не считая сносок, примечаний, заголовков, колонтитулов и пр.

Самые сложные в структурном отношении - это издания с несколькими видами текстов, со смысловыми акцентировками и соответственно с несколькими видами иллюстративных материалов, со сложной системой рубрикации и пр. Такие издания по форме как бы приближаются к изданиям журнальным, альбомным, энциклопедическим и пр.

По мере включения в основной текст все большего числа дополнительных текстов или иллюстративных материалов структура издания будет усложняться.

Формирование структуры издания - необходимый и важный этап проектирования - есть этап реализации лучших условий для восприятия научной информации в «форме» издания.

Само литературное произведение - авторская рукопись - может поначалу иметь чрезвычайно простую структурную организацию: однородный для сплошного прочтения текст и, например, одноступенную рубрикацию. Однако исходные авторские данные не всегда являются условием для однопланового решения издания. Простая в структурном отношении рукопись может, а часто и должна быть разработана художником как своеобразное и интересное в конструктивном плане издание. Специфика изданий научно-популярной литературы позволяет и предполагает значительное разнообразие и даже оригинальность структурных «форм» изданий.

Элементы структуры приобретают активность в момент, когда читатель пользуется книгой. Очередность просматривания материалов определяется «движением» читателя внутри книги, которое в свою очередь должно быть запланировано художником-конструктором.

Возможны следующие схемы «движения» читающего:

  • от текста - к рисунку или, наоборот, от рисунка - к тексту;
  • от рисунка - к поясняющей подписи и к тексту;
  • от основного текста - к дополнительному тексту и далее к рисунку;
  • от колонтитула - к отдельной части текста и т.д.

Проектируя различные пути «движения» читателя по изданию композиционными и конструктивными средствами, художник структурно организует издание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: