Развитие теории социальной работы в 1945-1960 гг. проходило в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами.
Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.
Основной подход Х.Х.Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Существенными понятийными доминантами ее теоретического подхода являются такие понятия,как место, проблема, процесс, ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование.
|
|
Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента.
Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.
Последовательность действий Х.Х.Перлман представляет в следующем виде:
— выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства, защита и помощь в формировании положительной мотивации, поддержка;
— снятие эмоциональной блокады;
— рационализация проблемы. (Социальный работник совместно с клиентом формулирует новое понимание проблемы, формирует отношение к ней, устанавливает, что явилось проблемой и что определило этот выбор и последующие действия);
— социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
На уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента сводился к таким основным процедурам:
— идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
— взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
— сбор и анализ информации;
— составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.
Таким образом, социальная работа - область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).