Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте

Ребенок входит в бесконечное число отношений с окружающим миром, социальная среда выступает для него не только условием развития, но и его источником. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок уже отделяет себя от взрослого, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни. Развивается моральное сознание ребенка – представления ребенка о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, также личное сознание ребенка – возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми (таблица 8).

Таблица 8. Развитие самосознания ребенка

Возраст Особенности самосознания Пример
3 года Отделяет себя от взрослого. О себе, о своих качествах еще не знает «Я построю дом до звезд»
4 года Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом «Я хороший – так сказала мама»
4–5 лет Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам «Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо»
5–6 лет Оценка становится мерой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя «Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно»
7 лет Старается оценивать себя более правильно «Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться»

Самооценка дошкольника формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, с другой, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

В разных видах деятельности самооценка разная:

• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

• в грамоте переоценивает;

• в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это не делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (таблица 9). Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой.

Помогая ребенку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Таблица 9. Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания
(по М.И. Лисиной)

Дети с адекватной самооценкой Дети с завышенной самооценкой Дети с заниженной самооценкой
Родители уделяют ребёнку достаточно много времени Родители уделяют ребёнку очень много времени Родители уделяют ре-бёнку очень мало вре-мени
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников Оценивают высоко, более раз-витым, чем большинство сверст-ников Оценивают ниже, чем большинство сверст-ников
Часто поощряют (не подар-ками) Очень часто поощряют (в том числе подарками) Не поощряют
Наказывают в виде отказа от общения Редко наказывают Часто наказывают, упре-кают
Адекватно оценивают физи-ческие и умственные данные Очень высоко оценивают умствен-ные данные. Хвалят при других Низко оценивают
Прогнозируют хорошие ус-пехи в школе Ожидают отличные успехи в школе Не ожидают успехов в школе и жизни

В целом самооценка дошкольника очень высока, и это помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

Важным новообразованием дошкольного возраста является возникновение соподчиненности мотивов. Оно развивается от младшего возраста с личностным “ХОЧУ” – к старшему возрасту, когда формируется общественное “НАДО”. Возникающая иерархия мотивов придает определен-ную направленность всему поведению ребенка.

Все желания ребенка младшего возраста были одинаково сильны и напряжены. Становясь мотивом, каждое из них определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, выполняющим роль ограничителей. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственные обещания ребёнка (требовать от ребенка выполнения обещаний бесполезно и вредно, так как ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность), самый слабый – запрет каких-то действий.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания. Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели. Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.

На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача – клей то совсем не капает, то бьет фонтаном, и всю бумагу покрывает липкая лужица, – ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуcпех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются “сдаваться”.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него – главное. Это – коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое “серьезное” занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, – у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, а как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Мальчики и девочки младшего и среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом. У них появляется интерес друг к другу и выраженная потребность в общении со сверстниками. Начинает складываться детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки среди равных участников общения. Ребёнок должен научиться согласовывать действия, особенно выполнять навыки поведения, усваивать свою половую принадлежность и действовать в соответствии с половой ролью.

Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни.

Половая идентификация – отождествление себя с представителями своего пола. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и “подобающих” полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола: “Я-мальчик”,
“Я-девочка”. Осознание своего “Я” включается в осознание собственной половой принадлежности.

После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста – это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки – аккуратными, мягкими, кокетливыми.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

• дети группируются по полу;

• возникает общность интересов;

• появляется специфическое чувство “МЫ”: “Мы мальчики”, “Мы девочки”;

• возникает “солидарность” мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способ-ность видеть себя глазами товарищей.

Внешний мир – мир социальных отношений – требует от ребенка нравственного развития, которое определяется знанием норм общества, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения.

Нравственное развитие ребенка определяется по следующим параметрам.

1. Знание норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социаль-ные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.

2. Осмысливание норм общества. Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении образцов и правил поведения, их осмысливания имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта. Формирование привычек нравственного поведения осуществ-ляется с помощью упражнений. При этом следует иметь ввиду, что упражнение это не простое повторение действия. Взрослый должен помочь ребенку после осуществления им действия, осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4. Эмоциональное отношение к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанные с его поведением и деятельностью. Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений. Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок хочет “быть лучшим”; для сверстников в игре потребность в признании может проявляется в двух планах: “быть как все” (при ориентации на достижения и формы поведения сверстников) и “быть лучше, чем все” (претендуя на статусную роль в игре).

В дошкольном возрасте начинается осознание себя во времени. В 6–7 лет ребенок помнит себя в прошлом, сознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

Основные условия развития самосознания ребенка уже были перечислены, так как самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности, ответственности.

Важнейшей комплексной характеристикой личности ребенка дошкольного возраста как итога полноценного физического, когнитивного и психосоциального развития является компетентность (Программа развития ребенка-дошкольника. – М.: “Истоки”, 1997).

Компетентность в смысловом значении включает в себя три аспекта: знания, умения, навыки. Кроме того, компетентность – это гармоничное сочетание «хочу» и «могу». Она выполняет ряд функций: умение выбирать соответствующую информацию для выполнения действия по достижению намеченной цели; для построения нового действия; для пользования знаниями, извлеченными из успехов и неудач; для корректировки, отказа от нецелесообразного действия; для выбора возможных альтернатив; для глубокого, широкого взаимодействия с окружающим миром. Компетентность – определенная произвольная направленность деятельности, осознанность и значительная мотивационная насыщенность ее.

Интеллектуальная компетентность означает то, что у ребенка в каждом из возрастов формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими обобщениями, а затем и универсальными способами действия. Ребенок приобретает способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно, необходимый способ решения новых задач своей деятельности.

Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых – жестах, мимических, пантомимических) средств.

Социальная, или коммуникативная, компетентность включает в себя проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия, способность понять другого человека (взрослого, сверстника), его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния, умение выбирать адекватные ситуации способы общения, этически ценные образцы поведения.

Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения.

Под физической компетентностью понимают владение своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту ребенка, умением адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Компетентный физически ребенок пользуется своим телом как инструментом познания окружающего мира, творческого его преобразования и разрушения в необходимых ситуациях. Ребенок знает возможности своего тела, чувствует потребности отдыха и напряжения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: