У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. К примеру, когда дошкольник где-нибудь на пляже идет по бревну, он, с одной стороны, учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой – усваивает когнитивное понятие узости и эмоциональное понятие уверенности. Действия, которые первоначально совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Скажем, сначала ребенок может просто играть с карандашом и листом бумаги. Но затем изображение им на бумаге каких-то знаков становится функционально подчиненным выполнению более сложных задач, таких как письмо, рисование или даже изготовление чертежа модели.
Сенсорное развитие. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. В течение дошкольного детства психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов – выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений.
|
|
Сенсорными эталонами для ребенка служат, например:
• система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.);
• основные цвета (красный, оранжевый и т.д.);
• звуки родного языка;
• звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др.
Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия (перцептивное действие).
1. Выделяет эталоны словом. Слово обобщает, вносит то, что не дает чувственный опыт и что ребенок сам не может выделить в предмете, явлении.
2. Учит обследовать предмет по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. При этом всегда необходимо обращать внимание на:
• целостный облик предмета;
|
|
• вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);
• определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);
• целостный облик предмета (повторно).
3. Учит сравнивать предмет с эталоном. При обследовании предмета выделенные его свойства каждый раз необходимо сравнивать с эталоном как образцом, меркой и пр.
С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталоном дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т.д. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляциях с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной деятельности и т.д.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер, приобретает способность все более полно отражать окружающую действительности, приобретает черты целенаправленности, произвольности. Восприятие становится осмысленным, целенаправ-ленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматри-вание, поиск. Значительное влияние на восприятие оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства объектов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.
Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали. Развивается глазомер дошкольника и в аппликациях, рисовании, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросании, метании и т.д.
Значительные трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы. А выделение временных эталонов вызывает определенные трудности. Формированию представления о временных интервалах способствуют систематические наблюде-ния в природе, быту и др.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Он предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Оценки еще примитивны
(“Как красиво!” и др.). Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форму, композицию и др.).
Характер восприятия картины изменяется с возрастом (рисунок 3).
Рисунок 3. Развитие восприятия картины с возрастом
В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка (рисунок 4).
Рисунок 4. Интеллектуальное развитие дошкольников
Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное мышление, которое становится основным. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, с опорой на образ, т.е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом.
|
|
Например, обучение детей рассказам на основе составленной ими самими модели. Так, проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: “Птицы улетают”, “Деревья без листьев”, “Идет дождь” и т.д. Затем, глядя на эту модель, составляли рассказ, опираясь на образное мышление и собственные действия.
К 5 годам речевое действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие.
Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Ребенок может обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме. Это происходит благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами по себе приобретают обобщенный характер.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на обобщение. Логическое мышление – вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.
|
|
Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заме-няются словесным обозначением, что дает возможность перенести действия в различные ситуации.
Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на обобщение; при этом ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.
При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и взрослого. Последняя направляет мыслительную деятельность ребенка и помогает формировать обобщение, что способствует лучшему усвоению понятий (таблица 6).
Таблица 6. Основные этапы образования понятий (на примере понятия “кукла”)
2 года | 5 лет | 5–6 лет | 6–7 лет |
«КУКЛА – ЭТО ВОТ» | «КУКЛА – ЧТОБЫ ИГРАТЬ» | «КУКЛА – ЭТО ГОЛОВА, РУКИ, НОГИ, ВОЛОСЫ» | «КУКЛА – ЭТО ИГРУШКА» |
Указывают на конкретный предмет | Выделяют признак, кото-рый приобрел наиболь-шее значение | Описывают пред-мет, называя при-знаки без всякого порядка | Выделяют основные при-знаки, по которым предмет может быть отнесен к опре-деленной категории |
Таким образом, переход от практического действия к умственному проходит через ряд этапов (таблица 7).
Таблица 7 Этапы перехода от практического действия к умственному
I этап (3–4 года) | II этап (4–5 лет) | III этап (5–7 лет) |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – РЕЧЬ – УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||
Практическое действие явля-ется средством для ориенти-ровки в решении задачи | Действие сочетается с речью | Ориентировка в задаче, ее пла-нирование и решение совер-шается в умственном плане |
Новый предмет обследуется практически. Речь необходима: • для формулировки задачи - «Нужно достать мяч»; • для подытоживания выпол-ненного действия - «Мяч достал» | • действует в плане пред-ставлений; • действуя, рассуждает по поводу того, что делает; • может поставить перед собой новую задачу | • материальное действие «свер-тывается» во внутренний план; • после словесного плана вы-полняет практическое действие; • практическое действие стано-вится действием исполнитель-ным |
Развитие речи идет в нескольких направлениях:
• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;
• речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития: ребенок и слышит и говорит правильно.
Интенсивно развивается словарный состав речи. В 6 лет ребенок активно использует примерно 2 500–3 000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологи-ческого порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность.
В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Много примеров детского словотворчества приведено в книге К.И. Чуковского “От двух до пяти”. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему к концу дошкольного возраста перейти к контекстной речи: он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать окружающим свои впечатления об увиденном.
Развитие воображения. У младших дошкольников преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в рассказах взрослого. Например, ребенок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания низок, то и воссоздающие образы воображения часто далеки от реальности. В них смешение разных элементов, почерпнутых из разных источников, смешение сказочного и фантастического.
В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Этому способствует сюжетно-ролевая игра. Проявляется произвольное воображение и в предметных видах деятельности, требующих предварительного планирования.
Особенностями образов воображения являются:
• их яркость и эмоциональность;
• легкость возникновения;
• изменяемость по любому поводу.
Для развития воображения необходимо:
• накопление опыта;
• выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.
Развитие памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не может поставит перед собой цель запомнить что-либо, не владеет специальными способами запоминания.
Ребенок легче запоминает то, что:
• связано с деятельностью;
• было интересно;
• имело эмоциональный отклик.
Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.