Социальная среда и личность. Карен Хорни

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885 - 1952).Она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества. Соперничество и индивидуализм, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.

Конфликт между сущностью и существованием личности. Эрих Фром (1900 - 1980)

Известный американский психолог и философ Эрих Фром считавший современное западное общество, характеризующееся «рыночным характером», - «больным обществом». Основная болезнь его – всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитого капитализма». Они проникают даже в семью, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности.

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок – «рынок личностей». Цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса на него.

Поэтому человек на «рынке личностей» вынужден действовать по принципу маркетинга – главное состоит в умении «подать себя» и подороже продать, главное чтобы на тебя был спрос, не важно кто ты на самом деле, по своей сущности – врач, ученый, маклер и т. д.

Поэтому личность в системе всеобщего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она ощущает себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом и товаром. Человек рынка чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: