Классификация мировоззрений

Мировоззрение является фактом сознания людей, но в то же время социальным феноменом. Соответственно, на его формирование определяющее влияние оказывают:

Ø эпоха (исторические условия, в которых живет человек);

Ø принадлежность человека к определенному классу (социальной группе);

Ø условия жизни (объективные и субъективные возможности человека, которые воздействуют на его мировоззрение).

Всё это имеет большое значение в процессе формирования мировоззрения и диктует необходимость подходить к классификации мировоззрений с позиции диалектики на основе взаимосвязи:

Ø общего – исторические условия, в которых живет человек, в соответствии с этим принципом формируются исторические типы мировоззрения;

Ø особенного – определяет характер мировоззрения лиц определенной социальной группы;

Ø отдельного – определяет индивидуально-личностные особенности человека.

Исторические типы мировоззрения:

1) мировоззрение людей первобытного общества;

2) рабовладельческого общества;

3) эпохи средневековья;

4) эпохи промышленного капитализма и рыночной экономики;

5) эпохи тоталитарных режимов;

6) социально-ориентированного общества с административно-командной системой управления (советское общество – тип мировоззрения «совка»

Формы мировоззрения определяются степенью освоения человеком знаний о природе и обществе и его способностью реализовывать эти знания в социальной жизни. Следует выделить следующие формы:

1) Обыденное или жизненно-практическое мировоззрение. Складывается стихийно, в процессе практики и основывается на повседневном опыте и здравом смысле людей. Его называют жизненной философией. Это - массовое и реально работающее сознание широких слоев общества. Диапазон его широк: от примитивных, отсталых форм обывательского сознания (кухонное сознание) до просвещенных взглядов писателей, публицистов, политиков, идеи которых также нередко основываются на разумной жизненной «ориентации». Через свою творческую деятельность они оказывают значительное воздействие на общественное мировоззрение, особенно в переломные эпохи.

Например:

Ø идея милосердия у советского писателя Даниила Гранина;

Ø мысль о крестьянине, как опоре страны у публициста эпохи перестройки Ю. Черниченко;

Ø идеи социальной справедливости в публицистике в постперестроечной России последних лет.

Этой форме мировоззрения могут быть присуще субъективные, ненаучные оценки и противоречия, что делает его уязвимым и даже иногда социально опасным. Например, примитивно понятая идея социальной справедливости как уравнительство приводит к популизму.

2) Религиозное мировоззрение. Основывается на вере в сверхъестественные силы, определяющие судьбу мира в целом и судьбу отдельного человека. Его оценка не может быть однозначной. С одной стороны, идейно - нравственные ценности, выработанные религиозным сознанием, способствовали утверждению в обществе общечеловеческих ценностей и укреплению единства человеческого рода. Именно поэтому празднование в России в 1988г. Тысячелетия крещения Руси стало культурно-историческим событием мирового значения. Но в то же время религиозное мировоззрение, если оно является ортодоксальным, отрывает человека от жизни, уводит в иллюзорный, вымышленный мир, отвлекает от полноценной, социально-преобразовательной деятельности. (Например, исламский фундаметнализм).

3) Естественно-научное мировоззрение. Оно присуще, в основном, ученым, работающим в области естественных наук. Исследуя природные процессы, которые существуют объективно и причины которых можно исследовать и доказать экспериментально они, как правило, стоят на материалистических позициях. Но в то же время, возможны и исключения. Так академик И.П. Павлов был верующим человеком. Бога ученые оставляют за дверями своих лабораторий, но могучий творческий потенциал природы наводит их на мысль о существовании в ней сверхъестественных духовных сил.

4) Философское мировоззрение. Это непротиворечивая, научно обоснованная система взглядов на мир как объективно существующую реальность, которая является причиной самой себя, существует извечно, находится в состоянии постоянного изменения; и на человека как часть (элемент) этой реальности. Исторически сформировались: идеалистическое философское и материалистическое философские мировоззрения.

Каждое из них способно дать непротиворечивое, логически-обоснованное объяснение мира. Однако, более обоснованным является мировоззрение которое формируется на основе принципов материализма и диалектики. Оно опирается на научные знания о мире, как естественные (о природе) так и социальные (о человеке и обществе), а сам мир рассматривает в процессе развития. Это придает мировоззрению творческий, созидательный характер. С одной стороны, оно постоянно совершенствуется, впитывая новые достижения науки, а с другой, - усиливает его творчески-преобразующее воздействие на жизнь людей, их практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: