1. Общенаучные
1.1. Общетеоретические:
• Абстракция, конкретизация и идеализация
• Анализ и синтез
• Сравнение
• Аналогия
• Моделирование
• Классификация
• Обобщение
• Противопоставление
• Индукция и дедукция
1.2. Социологические
• Анкетирование -индивидуальное и групповое, очное и заочное (с вопросами, различающимися по содержанию, форме, функциям, вопросы-фильтры)
• Интервьюирование
• Экспертные оценки
• Рейтинг
• Социально-психологические
• Социометрия
• Тестирование
• Тренинг
1.3. Математические
• Ранжирование
• Шкалирование
• Индексирование
• Корреляция
2. Конкретно-научные
2.1 Теоретические
• Анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности
• Анализ понятийно-терминологической системы
• Аналогии, основанные на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы
• Построение гипотез
• Построение мысленного эксперимента
• Прогнозирование
• Моделирование
|
|
• Метод графов
2.2. Эмпирические
• Наблюдения – полевые и лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения
• Беседа
• Педагогический консилиум
• Изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта
• Педагогический эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент; естественный и лабораторный)
• Рейтинг (оценка компетентных специалистов)
• Самооценка
• Диагностирующие контрольные работы
2.2 Основная часть содержит:
- теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования;
- анализ известных теоретических и (или) экспериментальных исследований, являющийся базой для проведения собственного исследования;
- описание собственного исследования и полученных результатов;
- оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами других исследований.
Основная часть в соответствии с заданием на ВКР и КР может содержать:
- выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку (в этом разделе дается теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования, он выполняется на основании анализа литературных источников, в нем предлагается своя точка зрения по проблеме исследования, делаются выводы по актуальности темы);
- описание теоретических и/или экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы и результаты расчетов, обоснование необходимости проведения и методы проведения эксперимента; в практической части работы с исчерпывающей полнотой излагаются результаты собственных исследований с оценкой того нового, что вносится в разработку проблемы;
|
|
- обобщение и оценку результатов исследований, оценку полноты решения поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и предложения по использованию результатов работы.
В теоретической части можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.
Кроме того, в теоретической части можно остановиться на тенденциях развития тех или иных инновационных процессов. При этом целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики.
ВКР и КР по образовательным программам могут быть творческими (проектный тип). Основная часть творческой работы предполагает практическую часть, представляющую собой самостоятельную творческую работу. Практическая часть дополняется теоретической частью и сопровождается демонстрацией наглядных материалов, презентацией, видео- и звукозаписями. Оформляется теоретическая часть в виде пояснительной записки.
Каждая глава ВКР и КР должна заканчиваться выводами. Количество глав и параграфов определяется спецификой темы.