1. Эмоционально-импровизационный. Преподаватель этого стиля деятельности преимущественно ориентируется на процесс обучения, стараясь сделать его как можно более эмоциональным, Наиболее интересным. Но при этом преподаватель недостаточно учитывает конечные результаты обучения, четко не планирует содержание занятий, выбирая для них наиболее интересный материал, а менее интересный, но не менее важный, опускает, оставляя его для самостоятельной проработки студентами, при этом зачастую даже не предупреждая их об этом. Деятельность такого преподавателя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью к ситуациям, возникающим во время занятий. Такой преподаватель довольно часто во время лекций и других занятий отвлекается от темы занятий, рассказывая интересные истории, повышающие эмоциональную атмосферу в аудитории, но не создающие у слушателей четкого представления о главном содержании прослушанного занятия. Деятельность такого преподавателя отличается повышенной личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. Какая-то часть студентов обычно любит таких преподавателей, но их знания по курсу, который читает или ведет такой преподаватель, как правило, ниже требуемого, а главное, эти знания фрагментарны, не систематичны и быстро забываются. В памяти остаются лишь некоторые забавные истории, рассказанные преподавателем.
2. Эмоционально - методический. Преподаватель этого стиля, обладая достаточными артистическими способностями для создания повышенного эмоционального настроения у студентов, добивается этого четким методическим планированием своих занятий, образным его изложением, без каких-либо важных пропусков и перескакиваний с одной темы на другую, как это делает преподаватель предыдущего стиля. Деятельность преподавателя данного стиля направлена главным образом на активизацию мышления и воображения студентов в процессе самих занятий. Этого преподаватель добивается не путем внешней развлекательности занятий, а путем умелого использования особенностей самого учебного материала, широким использованием проблемного метода обучения.
3. Рассуждающее - импровизационный. Лекции и другие занятия преподавателя этого стиля деятельности представляют собой его рассуждения на заданную тему. При этом эти рассуждения не всегда логически связаны друг с другом, преподаватель иногда забывает о студентах, забывает, что он читает лекцию, а не обсуждает с самим собой материал темы. Поэтому его рассуждения часто трудно понять, хотя они интересны, ибо представляют собой лабораторию мысли преподавателя. Студенты через некоторое время привыкают к такой манере преподавателя и своими вопросами как бы возвращают его от высот импровизации на землю логически последовательного изложения учебного материала.
4. Рассуждающее - методический. Преподаватели этого стиля деятельности проводят свои лекции и другие занятия, предварительно четко спланировав их. Изложение учебного материала проводится в форме логически. последовательного рассуждения на заданную тему. Конспекты таких лекций представляют собой как бы законченный раздел или параграф учебника, автором которого является данный преподаватель. Этот стиль деятельности преподавателя наиболее удобен для студентов, особенно слабых, им, как правило, не нужно при подготовке к экзаменам прорабатывать кроме чтения конспектов лекций еще какую-либо дополнительную литературу.
Вопросы для самоконтроля и размышления
1. В чем состоит специфика педагогической деятельности?
2. Выделите этапы педагогической деятельности, обозначьте задачи решаемые педагогом физической культуры, тренером на каждом из этапов?
3. Какие основные структурные составляющие педагогической культуры специалиста в области физической культуры и спорта Вы можете выделить?
4. Назовите основные критерии сформированности двигательной, речевой культуры специалиста в области физической культуры и спорта. Попробуйте обозначить ее специфику.
5. Какой из стилей педагогического руководства Вы считаете наиболее приемлемым в работе с учениками? Обоснуйте свой выбор.