Современный мировой рынок, его структура и конъюнктура

Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.

Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда конъюнктурообразующих факторов.

В исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

-общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе, в экономике отдельных стран);

- конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка;

- конъюнктуру рынков отдельных товаров.

В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны. Поэтому для того чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую.

Выделяют виды конъюнктур:

-текущую;

-краткосрочную;

- среднесрочную;

-долгосрочную.

Исследования этих видов конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений прочих видов конъюнктур).

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурсобразующих факторов:

- постоянных и переменных;

- циклических и нециклических;

- стимулирующих и сдерживающих; -краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры. Это так называемые "конъюнктурные симптомы". Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет конъюнктурную симптоматику.

Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы конъюнктуры ("циклы Кондратьева"). В основе этих длинных циклов конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов, порождающих на весьма длительный период "волны" конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования.

В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством, а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединении, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: