На рынках различных типов
Тема 4. Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные моменты в установлении цен с точки зрения жизненного цикла товара. Каков, на ваш взгляд, основной недостаток данного подхода к ценообразованию?
2. В каких случаях цены на продукцию могут повышаться или понижаться?
3. Опишите общую схему расчета цены.
4. Дайте сравнительную характеристику затратного и ценностного подходов к формированию цены. Каковы достоинства и недостатки каждого подхода?
5. Что собой представляют затратные методы ценообразования?
6. Напишите все известные вам формулы расчета цен на основе безубыточности.
7. Охарактеризуйте рыночные методы ценообразования, укажите их плюсы и минусы в сравнении с другими методами.
8. Каковы экономические методы определения цен?
9. Охарактеризуйте скидки с цен: общую, за количество купленного товара, с оборота, скрытую, за возврат товаров, дилерскую.
|
|
10. Что такое наценка к цене? Назовите возможные случаи применения наценки.
План лекции
4.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование
4.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка
4.3. Цены и инфляция
4.4. Статистика цен
4.5. Ценообразование на рынках разных типов
4.6. Реакция участников рынка на изменение цен
4.7. Оценка чувствительности покупателей к уровню цен
4.8. Ценообразование на товарных биржах
4.9. Аукционные цены
4.10. Торги и цены
4.11. Ценообразование на рынке транспортных услуг
4.12. Таможенная стоимость товара
Конъюнктура - это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области. Под конъюнктурой понимается также совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Конъюнктура оказывает огромное влияние на процесс формирования цен как в общенациональном масштабе, так и по конкретной продукции и услугам.
При изучении конъюнктуры учитывают влияние на нее международных отношений, международной торговли и мировых рынков. В сфере международной торговли национальные цены превращаются в мировые цены.
Различают три вида экономической конъюнктуры;
1. Отраслевая конъюнктура.
2. Общая конъюнктура.
3. Конъюнктура товарных рынков
Рассмотрим каждый вид конъюнктуры в отдельности.
Общая конъюнктура характеризует состояние мирового хозяйства либо экономики отдельно взятой страны или региона в определенный период.
Отраслевая конъюнктура показывает состояние и изменения показателей функционирования отдельно взятой отрасли экономики.
|
|
Конъюнктура товарных рынков характеризует текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных товаров.
От конъюнктуры рынка зависит его функционирование, а также расширение или сужение, изменение уровня цен, спроса и предложения.
Для понимания конъюнктуры рынка недостаточно только фиксировать колебания цен, движение запасов и изменение других показателей, необходимо анализировать их применительно к циклическому развитию экономики. Одни показатели характеризуют стадии подъема, другие - стадии кризиса и упадка, например, на стадии кризиса происходит рост издержек производства и, следовательно, цен, поэтому при прежнем уровне цен даже с учетом инфляции предприятие сможет производить значительно меньше продукции.
Существует ряд нециклических факторов, влияющих на состояние экономической конъюнктуры, - постоянно и непостоянно действующие факторы. К первым относятся научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, государственное регулирование экономики, умеренная инфляция, сезонность производства и потребления продукции. Ко вторым относятся стихийные бедствия, политические потрясения, кризисы, чрезвычайная обстановка, галопирующая инфляция и гиперинфляция.
Анализ конъюнктуры как суммы элементов экономической ситуации возможен на основе обработки статистической информации и результатов периодических опросов участников рынка с целью выяснения их мнения о тех или иных явлениях. Данные исследований конъюнктуры рынка интересны с точки зрения составления прогноза развития ситуации для определения масштабов конъюнктурных сдвигов. Если данная цель достигнута и результаты исследования становятся известны предприятиям, это начинает оказывать непосредственное влияние на экономическую ситуацию, в том числе на ценообразование в масштабах всего рынка.