Экономическая конъюнктура и ценообразование

На рынках различных типов

Тема 4. Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные моменты в уста­новлении цен с точки зрения жизненного цикла товара. Каков, на ваш взгляд, основной недостаток данного подхода к ценообра­зованию?

2. В каких случаях цены на продукцию могут повышаться или понижаться?

3. Опишите общую схему расчета цены.

4. Дайте сравнительную характеристику затратного и ценностного подходов к формированию цены. Каковы достоинства и недостат­ки каждого подхода?

5. Что собой представляют затратные методы ценообразования?

6. Напишите все известные вам формулы расчета цен на основе без­убыточности.

7. Охарактеризуйте рыночные методы ценообразования, укажите их плюсы и минусы в сравнении с другими методами.

8. Каковы экономические методы определения цен?

9. Охарактеризуйте скидки с цен: общую, за количество купленного товара, с оборота, скрытую, за возврат товаров, дилерскую.

10. Что такое наценка к цене? Назовите возможные случаи примене­ния наценки.

План лекции

4.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование

4.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка

4.3. Цены и инфляция

4.4. Статистика цен

4.5. Ценообразование на рынках разных типов

4.6. Реакция участников рынка на изменение цен

4.7. Оценка чувствительности покупателей к уровню цен

4.8. Ценообразование на товарных биржах

4.9. Аукционные цены

4.10. Торги и цены

4.11. Ценообразование на рынке транспортных услуг

4.12. Таможенная стоимость товара

Конъюнктура - это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области. Под конъюнктурой понимается также совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный пе­риод. Конъюнктура оказывает огромное влияние на процесс форми­рования цен как в общенациональном масштабе, так и по конкрет­ной продукции и услугам.

При изучении конъюнктуры учитывают влияние на нее между­народных отношений, международной торговли и мировых рынков. В сфере международной торговли национальные цены превращают­ся в мировые цены.

Различают три вида экономической конъюнктуры;

1. Отраслевая конъюнктура.

2. Общая конъюнктура.

3. Конъюнктура товарных рынков

Рассмотрим каждый вид конъюнктуры в отдельности.

Общая конъюнктура характеризует состояние мирового хо­зяйства либо экономики отдельно взятой страны или региона в опре­деленный период.

Отраслевая конъюнктура показывает состояние и изменения показателей функционирования отдельно взятой отрасли экономики.

Конъюнктура товарных рынков характеризует текущие из­менения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных то­варов.

От конъюнктуры рынка зависит его функционирование, а так­же расширение или сужение, изменение уровня цен, спроса и пред­ложения.

Для понимания конъюнктуры рынка недостаточно только фик­сировать колебания цен, движение запасов и изменение других по­казателей, необходимо анализировать их применительно к цикличе­скому развитию экономики. Одни показатели характеризуют стадии подъема, другие - стадии кризиса и упадка, например, на стадии кри­зиса происходит рост издержек производства и, следовательно, цен, поэтому при прежнем уровне цен даже с учетом инфляции предприя­тие сможет производить значительно меньше продукции.

Существует ряд нециклических факторов, влияющих на состоя­ние экономической конъюнктуры, - постоянно и непостоянно дей­ствующие факторы. К первым относятся научно-технический про­гресс, концентрация производства и капитала, государственное регулирование экономики, умеренная инфляция, сезонность произ­водства и потребления продукции. Ко вторым относятся стихийные бедствия, политические потрясения, кризисы, чрезвычайная обста­новка, галопирующая инфляция и гиперинфляция.

Анализ конъюнктуры как суммы элементов экономической си­туации возможен на основе обработки статистической информации и результатов периодических опросов участников рынка с целью вы­яснения их мнения о тех или иных явлениях. Данные исследований конъюнктуры рынка интересны с точки зрения составления прогно­за развития ситуации для определения масштабов конъюнктурных сдвигов. Если данная цель достигнута и результаты исследования ста­новятся известны предприятиям, это начинает оказывать непосред­ственное влияние на экономическую ситуацию, в том числе на цено­образование в масштабах всего рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: