Мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание корпоративных структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.
Особенности: наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией на выпуск определенных видов продукции для сбыта или снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами; использование технолог кооперирования и специализации подконтрольных предприятий; контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.
Международная компания – экономическое объединение фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, кот. контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала.
|
|
В настоящее время именно эти компании являются проводниками глобализации и интеграции, способствуют развитию ВТ, обмену между странами, укреплению и развитию сотрудничества между странами.
Структура:
· Материнская компания – регистрируется как юридическое лицо, явл головной компанией объединения.
· Филиал(branch) – не имеет юр. самост., действует от имени и по поручению материнской компании не имеет собственного устава и баланса, как правило носит то же название, что и мат.комп.
· Дочерние компании (subsidiary) юр самостоятельны.
· Ассоциированная компания(associated company – UK, affiliated - USA) – юр. и хоз. самост., не находится под контролем фирмы, владеющей ее акциями.
· Совместные фирмы(joint venture) – фирмы с участием одного или нескольких иностранных партнеров – инвесторов.
В каждой стране формируется собственная система корпораций, основанная на национальном законодательстве; ее элементами являются в Великобритании и США – холдинги, в ФРГ - концерны, в Японии - сюданы и кейрэцу, в России - финансово-промышленные группы и холдинги и т.д. Своеобразными связующими звеньями между национальными системами корпораций становятся транснациональные и многонациональные корпорации, а также международные стратегические альянсы. Элементы ТНК - дочерние и ассоциированные фирмы.
Еще одним аспектом глобальной корпорации является складывающийся в рамках такой структуры внутренний рынок. Помимо этого, возникают внутренний рынок человеческих ресурсов, внутренний рынок проектов и технологий. Ценообразование на них отлично от свободного – в основном используются трансфертные цены. Рынки регулируются руководством корпорации, но нельзя утверждать, что конкуренции на них не существует.
|
|
Виды:
1.ТНК - компания (корпорация), на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.
Черты: огромные масштабы собственности и хоз деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер соц-эконом отношений внутри ТНК; превращение в многоотраслевые концерны. Организует международное производство, основанное на разделении труда.
2. Глобальная корпорация, термин применяется к ТНК, использующим глобальный подход к внутрифирменному управлению. Осуществляется по следующим направлениям: научные исследования и разработки, обеспечение ресурсами, производство, маркетинг, распределение и сбыт.
3. Группа компаний – объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм в организационную структуру, возглавляемую материнской компанией, выступающей в форме холдинга, или банком.
Проблемы:
1. существование неценовых внешних эффектов, налагающих издержки на местную экономику (например, загрязнения окружающей среды);
2. удаленность процессов производства и обслуживания от основных собственников или органов управления.
Эти факторы взаимосвязаны и в совокупности осложняют процесс управления корпоративной структурой, поскольку механизм исправления отрицательных внешних эффектов неэффективен в условиях удаленности и отсутствия прямой ответственности.
В этих условиях активизируется соперничество территорий за привлечение прямых зарубежных инвестиций.