Российская Федерация как участник Организации Объединенных Наций признает невозможность разрешения международных конфликтов неполитическими средствами, запрещает физическим или юридическим лицам вмешиваться в вопросы безопасности либо нарушать безопасные условия существования граждан иных государств.
Основной закон государства прямо указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В ст. 13 Конституции РФ прямо установлен запрет политическим силам проводить деятельность, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В этом же контексте конституционные нормы в определенной мере ограничивают права человека и гражданина на свободу слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений в интересах национальной безопасности*(13).
|
|
Научно-теоретические аспекты национальной информационной безопасности исследуются достаточно активно, особенно в области развития технических и правовых систем защиты. Однако ни в науке, ни в практической деятельности не существует единых подходов к формированию комплексного информационного законодательства в сфере национальной безопасности. Значительный пробел в правовом регулировании информационных отношений в сфере запрещенной информации, направленной против национальной безопасности, заполняют нормы уголовного права. Более 50 нормативных предписаний Уголовного кодекса РФ обеспечивают регулирование информационных отношений в сфере информационной национальной безопасности России.
Особое место в системе "вредной" информации занимает запрещенная информация, направленная против национального здоровья.
Национальное здоровье понимается в науке как физическое, душевное и социальное благополучие каждого гражданина и нации в целом. Достичь здоровья нации можно только при условии заботы каждого гражданина о собственном здоровье, здоровье окружающих и целенаправленной деятельности государства по созданию экономических, экологических и социально безопасных условий существования граждан, в том числе по обеспечению здоровых условий жизни и труда, созданию возможности качественной жизни каждого члена общества.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
|
|
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и другими законодательными актами республик в составе Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России*(14).
Наиболее сложной проблемой и самой большой угрозой для здоровья нации, человека являются неблагоприятные экологические условия. Государство проводит комплексные мероприятия с целью сохранения и восстановления благоприятной окружающей природной среды. Оно обязано информировать население об экологически опасных зонах, продуктах или товарах. Конституция РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии*(15).
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По режиму доступа экологическая информация относится к общедоступной или открытой, т.е. ни формально, ни фактически такой вид информации не может относиться к запрещенной информации. Установленные законодательством нормы предписывают обязательное информирование населения об экологической опасности, распространение информации о возможных негативных последствиях экологических катастроф и возможных мерах защиты населения.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность*(16).
Уголовная ответственность в Российской Федерации предусмотрена за создание (искажение) или неправомерное сохранение (сокрытие) служебным лицом сведений, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, в том числе сокрытие или искажение сведений об экологическом, радиоактивном состоянии, которое связано с загрязнением земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, продуктов питания и продовольственного сырья и негативно влияет на здоровье людей, растительность, животный мир*(17).
Запрещение сведений (информации), которые направлены против национального здоровья, требует своего отдельного законодательного закрепления в информационном праве как обязательного условия соблюдения прав и свобод граждан.
Информация, направленная против частной собственности. Наличие прав на частную собственность и ее защита обеспечивают жизненно важные экономические и социальные потребности человека, способствуют установлению цивилизованных контактов между субъектами конституционно-правовых отношений, стимулируют экономическое, политическое, информационное развитие государства. Само по себе существование прав частной собственности предъявляет к государству требование создавать понятные и равные демократические правила поведения для всех субъектов во всех сферах общественной жизни.