Предвыборная агитация

Граждане РФ, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.

Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата, включенного в указанный список, или против него (них). [42]

Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.

Информирование избирателей. Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями, выдвинувшими федеральные списки кандидатов, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются политическими партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтения какой бы то ни было политической партии, не должна допускаться дискриминация (умаление прав) какой бы то ни было политической партии, в том числе по времени освещения проводимых ею предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвующие в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы в соответствии с законодательством РФ о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

В день голосования запрещается опубликование данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, в том числе размещение таких данных в информационно-телеком­муни­кационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) до момента окончания голосования на территории РФ.

Избирательные комиссии осуществляют информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов, а также о законодательстве РФ о выборах. В период со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы до дня официального опубликования результатов выборов общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют ЦИК РФ не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания – избирательным комиссиям субъектов РФ – не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для ответов на вопросы граждан. В этих же целях общероссийские государственные организации телерадиовещания также безвозмездно предоставляют ЦИК РФ не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов в период, который начинается за 90 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы, и заканчивается в день официального опубликования решения о назначении выборов.

Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы безвозмездно предоставляют ЦИК РФ не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади издания. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов РФ не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади издания.

Опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, является разновидностью информирования избирателей.[43]

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие такие результаты, обязаны указывать: организацию, проводившую опрос; время его проведения; число опрошенных (выборку); метод сбора информации; регион, где проводился опрос; точную формулировку вопроса; статистическую оценку возможной погрешности; лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее указанную публикацию. В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Государственной Думы, иных исследований, связанных с указанными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет).

Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий. Под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями которых или учредителями редакций которых на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются государственные органы и организации, или которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий или субвенций на их функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, или в уставном капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов имеется доля (вклад) РФ или субъекта РФ.

Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями которых или учредителями редакций которых на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, или которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий или субвенций на их функционирование за счет средств местного бюджета, или в уставном капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов имеется доля муниципального образования.

Под негосударственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не указанные выше.

В зависимости от территории распространения информации организации телерадиовещания и периодические печатные издания подразделяются:

1) на общероссийские организации телерадиовещания, т. е. организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов РФ, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договоров иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов РФ;

2) региональные организации телерадиовещания, т. е. организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации (теле-, радиопрограммы) на территориях менее чем половины субъектов РФ, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания;

3) общероссийские периодические печатные издания, т. е. издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов РФ;

4) региональные периодические печатные издания, т. е. издания, зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов РФ.

В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, в нормативных правовых и иных актах, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, и кандидатов. Перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется ЦИК РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов РФ по представлению территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

В указанные перечни включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:

1) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного
издания;

2) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

3) учредитель организации телерадиовещания либо учредитель редакции периодического печатного издания и периодического печатного издания;

4) вид и объем государственной, муниципальной поддержки за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

5) доля (вклад) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставном капитале;

6) периодичность выпуска периодического печатного издания;

7) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными.

Предвыборная агитация. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата или против него;[44]

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата будет голосовать избиратель;

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих должностных обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, и к кандидату.

Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата или против него.

Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными законами методами.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, и зарегистрированном кандидате.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством РФ. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать те кандидаты, которые уполномочены на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии.

Запрещается кому бы то ни было проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы, а именно:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».[45]

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица включены в зарегистрированный федеральный список кандидатов.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов. В случае размещения предвыборного агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.

Данное ограничение не распространяется:

1) на использование политической партией высказываний кандидатов, включенных в выдвинутый ею федеральный список кандидатов, о данной политической партии, данном кандидате, включенном в этот список;

2) на использование обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате с указанием даты обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в предвыборных агитационных материалах на такое высказывание физического лица допускается только в случае, если такое высказывание было обнародовано до дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. При этом в ссылке должны указываться дата обнародования такого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

3) на цитирование высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате, обнародованных иными политическими партиями в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с Федеральным законом;

4) на использование политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, изображений кандидата, включенного в этот список, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.[46]

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, и избирательных фондов ее региональных отделений. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий и их региональных отделений запрещается.

Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети Интернет и в течение этого же срока представляет в ЦИК РФ копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети Интернет, на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.

Агитационный период. Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.[47]

Бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются:

1) политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;

2) политической партии, являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов. Эти положения не применяются в отношении политической партии, являющейся правопреемником присоединившейся к ней другой политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если федеральный список кандидатов этой политической партии, являющейся правопреемником, получил на указанных выборах 3 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Политическая партия не вправе использовать предоставленные ей бесплатное и платное эфирное время, бесплатную и платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за другие политические партии.

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить политическим партиям равные условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям своих предвыборных программ.

Общероссийские государственные организации телерадиовещания и редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

Региональные государственные организации телерадиовещания и редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации путем предоставления эфирного времени и печатной площади соответствующим региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять политическим партиям эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации путем предоставления эфирного времени и печатной площади соответствующим региональным группам кандидатов. Эфирное время и печатная площадь предоставляются указанными организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий только за плату.

Если в зарегистрированном федеральном списке кандидатов отсутствует региональная группа кандидатов, соответствующая субъекту РФ либо части территории субъекта РФ, то политической партии, зарегистрировавшей такой федеральный список кандидатов, эфирное время и печатная площадь в средствах массовой информации, распространяемых региональными государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий на территории данного субъекта РФ, не предоставляются.

Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями и зарегистрированных менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов, вправе предоставлять политическим партиям платное эфирное время, платную печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять политическим партиям эфирное время, печатную площадь.

В случае предоставления эфирного времени, печатной площади условия их оплаты должны быть едиными для всех политических партий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами. Под периодическим печатным изданием, учрежденным кандидатом, понимается периодическое печатное издание, учрежденное не менее чем за один год до начала проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы гражданином РФ, участвующим в выборах депутатов Государственной Думы в качестве кандидата.

Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить политическим партиям эфирное время, печатную площадь в тот же срок должны быть представлены:[48]

1) в ЦИК РФ – общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий;

2) избирательную комиссию субъекта РФ – соответствующими региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и
редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий независимо от формы собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами такого учета, которые установлены ЦИК РФ. Данные этого учета в десятидневный срок после дня голосования должны быть представлены:

1) в ЦИК РФ – общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий;

2) избирательную комиссию субъекта РФ – соответствующими региональными и муниципальными организациями телерадиовещания и
редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий независимо от формы собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, печатную площадь, по запросу ЦИК РФ, а региональные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий, входящие в число указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, также по запросу соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ обязаны представлять этим избирательным комиссиям документы, подтверждающие согласие уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам на выполнение работ и оказание услуг на платной основе.

Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, от предоставления политическим партиям эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления в установленный срок.

Предоставление эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации осуществляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и политической партией, региональным отделением политической партии, до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади.[49]

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить учетные документы о предоставлении соответственно бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади не менее трех лет со дня голосования.

Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио. Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания безвозмездно, а также за плату предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная организация телерадиовещания безвозмездно, а также за плату предоставляет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни. Если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, то общий объем предоставляемого эфирного времени должен составлять не менее одной четвертой части общего времени вещания. В случае, если в результате предоставления эфирного времени на каждую политическую партию, выдвинувшую зарегистрированный список кандидатов, каждую региональную группу кандидатов придется более 60 минут эфирного времени, то общий объем эфирного времени, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом[50] каждой организацией телерадиовещания, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных, соответственно, на количество политических партий, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, региональных групп кандидатов.

Политические партии вправе на основании договора, заключенного с организацией телерадиовещания, получить из общего объема эфирного времени, причитающиеся им доли или их части за плату, размер которой не может превышать размер платы за эфирное время, резервируемое государственными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации. Распределение эфирного времени предоставляется на основании договора.[51]

Эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.[52] Эфирное время отводится для проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий или для размещения предвыборных агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов. Политическая партия, а в отношении эфирного времени, предоставляемого региональной государственной организацией телерадиовещания, также региональная группа кандидатов вправе не позднее чем за 35 дней до дня голосования отказаться от получения эфирного времени полностью либо в части эфирного времени, предоставляемого для проведения совместных агитационных мероприятий, или в части эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, сообщив об этом в письменной форме соответственно в ЦИК РФ, избирательную комиссию субъекта РФ. Указанный отказ влечет соответствующее уменьшение объема эфирного времени.

Половина общего объема эфирного времени отводится для проведения совместных агитационных мероприятий. В случае отказа политической партии, региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях объем эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания для проведения совместных агитационных мероприятий, уменьшается на долю, полагающуюся этой политической партии, региональной группе кандидатов. Указанная доля по письменному обращению этой политической партии, региональной группы кандидатов, поданному вместе с сообщением, предоставляется им для размещения предвыборных агитационных материалов.

В совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания, участвуют политические партии, а в совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале региональной государственной организации телерадиовещания, – региональные группы кандидатов. Если территория субъекта РФ разделена на части, которым соответствуют региональные группы кандидатов, то расчет и предоставление эфирного времени производятся раздельно для каждой из частей территории субъекта РФ. При этом региональные группы кандидатов, соответствующие группе частей территории субъекта РФ либо субъекту РФ, получают эфирное время, предоставленное для каждой из соответствующих частей территории субъекта РФ, на равных основаниях с региональными группами кандидатов, соответствующими этой части территории субъекта РФ. Если какая-либо из частей территории субъекта РФ не включена в территорию, которой соответствует региональная группа кандидатов, то политическая партия, выдвинувшая соответствующий федеральный список кандидатов, не получает эфирное время, предоставленное для этой части территории субъекта РФ.

Даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания определяются жеребьевкой.

Политическая партия, региональная группа кандидатов вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии после
проведения жеребьевки, но не позднее чем за пять дней до выхода
совмест­ного агитационного мероприятия в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения жеребьевки, то в день жеребьевки, сообщив об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания. В этом случае доля эфирного времени, полагающаяся этой политической партии, региональной группе кандидатов, предоставляется им для размещения предвыборных агитационных материалов.

Если в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом мероприятии могут принять участие менее двух участников, то доля эфирного времени, которую каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе получить в результате такого отказа для размещения предвыборных агитационных материалов, уменьшается наполовину.

В случае отказа политической партии или региональной группы кандидатов от участия в совместном агитационном мероприятии, в том числе в случае, если в результате такого отказа в указанном мероприятии может принять участие только один участник, эфирное время, предоставленное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается.

Эфирное время, предоставляемое для размещения предвыборных агитационных материалов политических партий, региональных групп кандидатов, распределяется соответственно между всеми политическими партиями, всеми региональными группами кандидатов в равных долях, но без учета долей, полагающихся политическим партиям, региональным группам кандидатов, отказавшимся от участия в совместных агитационных мероприятиях.[53]

В целях распределения эфирного времени, предоставляемого для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения предвыборных агитационных материалов, ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ по завершении регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования, проводят жеребьевку. В результате жеребьевки ЦИК РФ определяются даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий и предвыборных агитационных материалов политических партий. В результате жеребьевки, которую проводит избирательная комиссия субъекта РФ с участием представителей соответствующих региональных государственных организаций телерадиовещания, определяются даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий и предвыборных агитационных материалов региональных групп кандидатов. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

На основании протокола составляется график распределения эфирного времени, который утверждается решением соответствующей избирательной комиссии и публикуется соответственно в общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданиях.

Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время для проведения предвыборной агитации политическими партиями и региональными группами кандидатов. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема эфирного времени, но не должен превышать его более чем в два раза.

Каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе за соответствующую плату получить эфирное время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число политических партий или общее число соответствующих региональных групп кандидатов. Платное эфирное время предоставляется государственной организацией телерадиовещания. Даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий, предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит организация телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий.

Муниципальные организации телерадиовещания предоставляют региональным группам кандидатов платное эфирное время для проведения предвыборной агитации. Общий объем предоставляемого эфирного времени определяет муниципальная организация телерадиовещания. Даты и время выхода в эфир совместных агитационных мероприятий или предвыборных агитационных материалов каждой региональной группы кандидатов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит муниципальная организация телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий.

В случае если политическая партия, региональная группа кандидатов откажутся от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, то они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, – в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.

Если после распределения платного эфирного времени либо в результате отказа политической партии, региональной группы кандидатов от использования предоставленного им эфирного времени останется нераспределенное эфирное время, то оно может быть предоставлено за плату политическим партиям, подавшим заявку на предоставление такого эфирного времени. Оставшееся эфирное время распределяется меж­ду указанными политическими партиями на равных условиях путем проведения жеребьевки.

В договоре о предоставлении платного эфирного времени указываются следующие условия: вид, форма предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору, с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени представляется в филиал Сберегательного банка РФ уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам. Филиал Сберегательного банка РФ обязан перечислить денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта РФ и пять операционных дней в пределах РФ. Если при использовании платного эфирного времени политическая партия или региональная группа кандидатов нарушит условия, то организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора о предоставлении платного эфирного времени.[54]

Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, совместных агитационных мероприятий, в том числе рекламой товаров, работ и услуг. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов, совместных агитационных мероприятий трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных агитационных материалов. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания. Политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, и соответствующие региональные группы кандидатов имеют право на предоставление им безвозмездно печатной площади соответственно в общероссийских государственных периодических печатных изданиях и региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, равноценное место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные равные условия.

Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет политическим партиям или региональным группам кандидатов безвозмездно, а также за плату, должен составлять не менее 10 % от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Информация об общем объеме печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Политические партии вправе на основании договора, заключенного с редакцией периодического печатного издания, получить из общего объема печатной площади, причитающиеся им доли или их части за плату, размер которой не может превышать размер платы за печатную площадь, резервируемую редакциями государственных периодических печатных изданий для проведения предвыборной агитации.

Общий объем печатной площади распределяется между политическими партиями, региональными группами кандидатов путем деления этого объема на число политических партий или региональных групп кандидатов, имеющих право на предоставление этой печатной площади в данном периодическом печатном издании.[55]

После завершения регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ с участием представителей редакций государственных периодических печатных изданий проводят жеребьевку в целях распределения печатной площади между всеми политическими партиями или региональными группами кандидатов и определения дат публикации предвыборных агитационных материалов. Результаты жеребьевки оформляются протоколом и утверждаются решением избирательной комиссии, проводившей жеребьевку.

Редакции, чьи государственные периодические печатные издания выходят не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации политическими партиями, региональными группами кандидатов. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема печатной площади, но не должен превышать его более чем в два раза.

Каждая политическая партия, каждая региональная группа кандидатов вправе за соответствующую плату получить печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число политических партий или общее число соответствующих региональных групп кандидатов.

Платная печатная площадь предоставляется редакцией государственного периодического печатного издания. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит редакция государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены ЦИК РФ избирательной комиссии субъекта РФ. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

Редакции муниципальных периодических печатных изданий и государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, предоставляют региональным группам кандидатов платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Общий объем предоставляемой печатной площади определяют редакции указанных периодических печатных изданий. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий.

В случае, если политическая партия, региональная группа кандидатов откажутся от использования предоставленной им для проведения предвыборной агитации платной или бесплатной печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня публикации предвыборного агитационного материала сообщить об этом в письменной форме редакции соответствующего периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению.

Если после распределения платной печатной площади либо в результате отказа политической партии, региональной группы кандидатов от использования предоставленной им печатной площади останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату политическим партиям, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади. Оставшаяся печатная площадь распределяется между указанными политическими партиями на равных условиях путем проведения жеребьевки.

Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади представляется в филиал Сберегательного банка РФ уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня публикации предвыборного агитационного материала. Копия платежного документа, с отметкой филиала Сберегательного банка РФ, представляется уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

Филиал Сберегательного банка РФ обязан перечислить денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта РФ и пять операционных дней в пределах РФ.

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей политической партией.

Редакции периодических печатных изданий, публикующие предвыборные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какой-либо политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, путем изменения тиража и периодичности выхода указанных печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами.

Во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какой политической партии или из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения была оплачена публикация. Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, то информация об этом также должна содержаться в публикации, с указанием, какой политической партии, какой региональной группе кандидатов была предоставлена такая возможность[56].

Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ. По заявке политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, помещение, пригодное для проведения публичных мероприятий, проводимых в форме собраний, и находящееся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии с законодательством РФ о выборах собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией субъекта РФ или по ее поручению территориальной избирательной комиссией, для встреч представителей этой политической партии с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Если помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном капитале долю РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, превышающую 30 %, было предоставлено одной политической партии, то собственник, владелец помещения не вправе отказать другим политическим партиям в предоставлении помещения на таких же условиях.

Заявки о предоставлении помещений для проведения встреч представителей политических партий с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами помещений в течение трех дней со дня подачи данных заявок. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется для проведения встреч с представителями политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих, командиров воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта РФ либо по ее поручению по запросу территориальной избирательной комиссии. Встречи представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией, при этом уполномоченные представители или доверенные лица иных политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, оповещаются о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.

Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные предвыборные агитационные материалы. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов.

Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов, обязаны обеспечить политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления указанных агитационных материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и в тот же срок представлены в ЦИК РФ либо в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована эта организация, этот индивидуальный предприниматель. Организации, индивидуальные предприниматели, не выполнившие данных требований, не вправе осуществлять работы по изготовлению указанных материалов.

Все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей данные материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии иных предвыборных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в Цент­ральную избирательную комиссию РФ или в избирательные комиссии субъектов РФ, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (адрес места жительства лица), изготовившей и заказавшей эти материалы.

Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда и с нарушением установленных требований.

Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта РФ или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных предвыборных агитационных материалов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. Уполномоченные представители политических партий вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов.

Печатные предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях. Размещение указанных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном капитале долю РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, превышающую 30 %, осуществляется на равных условиях для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, без взимания платы.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, если расстояние от входа в них менее 50 метров.

Ограничения при проведении предвыборной агитации. Политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатам, доверенным лицам политических партий, уполномоченным представителям политических партий по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказывать услуги иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством РФ решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.[57] В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы.

Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами депутатов Государственной Думы деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы или иной символики политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда политической партии. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.

Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, кандидаты, доверенные лица политических партий, уполномоченные представители политических партий, в том числе по финансовым вопросам, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются указанные лица или политические партии, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени указанных политических партий, кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным политическим партиям, кандидатам, доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рек­ламу.[58]

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное ей для размещения агитационных материалов, в целях:

1) распространения призывов голосовать против федерального списка кандидатов;

2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной федеральный список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов, тот или иной кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, будет избран;[59]

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате, включенном в федеральный список кандидатов, в сочетании с негативными комментариями;

4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату, включенному в федеральный список кандидатов.[60]

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования ими агитационных и информационных материалов, в том числе содержащих достоверную информацию, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, обязаны предоставить соответствующим кандидату, политической партии возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, политической партии в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем объем опровергаемого текста. Непредоставление кандидату, политической партии возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, и ее должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Установленные требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных политическими партиями, в рамках использования ими бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади[61].

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, распространения предвыборных агитационных материалов с нарушением порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: