Прежде всего следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности.
В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде:.
Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.
Известно, что формирование характера и поведения человека, особенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет. Поэтому и формирование физической культуры личности как одной из сторон общей культуры происходит не с момента получения студенческого билета.
Молодой человек, поступающий в высшее учебное заведение, может уже иметь как осознанное положительное отношение к физической культуре, так и индифферентное или даже негативное. И не столь важно (хотя и не безразлично), где и под чьим влиянием приобретены эти установки — в семье, школе, в кругу друзей-сверстников и т.д. Важен сам факт!
|
|
Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых людей, осмысленно положительной жизненной установки на физическую культуру и спорт.
Какие же критерии могут быть положены в оценку степени сформированности физической культуры личности? По мнению профессора М.Я. Виленского, они могут включать в себя как объективные, так и субъективные показатели.
К этим показателям можно отнести:
1. степень потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;
2. интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);
3. характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
4. выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм);
5. проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
6. уровень физического совершенства и отношения к нему;
7. владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного физического совершенствования;
8. системность и глубина усвоения научно-практических знаний по
физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
|
|
9. широту диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Попробуйте дать оценку своему собственному отношению к культуре физической. Отметьте, какие из перечисленных выше критериев (или их отсутствие) определяют ваше позитивное, негативное или безразличное отношение к физической культуре и спорту.
Педагогический опыт показывает, что чаще всего отношение каждого студента складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т.е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания — отсутствие мотивации — отсутствие интереса — пассивность в формировании собственной физической культуры!
Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культуру личности молодого человека — нужна практика. Известно, что без практики теория мертва. Практические занятия физическими упражнениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являются основной составляющей культуры отношения человека к своему организму, к себе как к члену той или другой ячейки общества (семья, учебный или профессиональный коллектив и т.п.).
Основные критерии формирования физической культуры личности более лаконично и комплексно изложены в требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (см. раздел «Вместо введения»).
Таким образом, как интегрированный результат физического воспитания, самоподготовки студента сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности.