· Образовательные: совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками; обеспечить понимание значения физических упражнений для организма; ознакомление с основами самоконтроля и оказания первой помощи при травмах. Выработка организаторских и судейских навыков. Дальнейшее развитие физических качеств: координационных способностей, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.
· Оздоровительные: укрепление здоровья, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, содействие гармоническому физическому развитию.
· Воспитательные: воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности). Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры).
|
|
Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс.
С целью совершенствования двигательных действий чаще использовать расчлененный метод.
Для подростков характерно стремление к соревнованию, при этом они нередко склонны переоценивать свои возможности.
В подростковом возрасте необходимо учитывать увеличивающиеся развития детей, использую дифференцированный подход. В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом. Объяснения должны быть краткими, образными, с указанием воздействий на организм.
24. Психолого-педагогические особенности физического воспитания детей юношеского возраста. Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей 15-16 до 17-18 лет. Старший школьный возраст отличается спокойным периодом развития и роста. Одновременно завершается половое созревание. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Завершается развитие центральной нервной системы, формируется мировоззрение. Задачи физического воспитания.
· Образовательные: совершенствование ранее приобретенных двигательных умений и навыков; освоить правила самоконтроля, привить привычку к ежедневным занятиям физической культурой. · Оздоровительные: содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, создание прочного представление здорового образа жизни, о роли физической готовности для выполнения функций материнства, отцовства, о подготовке к службе в армии. · Воспитательные: формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания. Содействие дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Физиологические нагрузки юноши переносят лучше, чем девушки. При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует проводить занятия в нестандартных условиях, при максимальных физических и волевых нагрузках; у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на отвечающие за материнство функции). В занятиях чаще использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка. С целью комплексного развития физических качеств широко применять в процессе физического воспитания старшеклассников метод круговой тренировки.Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, оценка и др. В тренировочных занятиях, для развития силы, используются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).
|
|
25.. Психолого-педагогические особенности физического воспитания взрослого человека
Особенности возрастного развития. Возрастная группа людей старше 18 и до 55/60 лет, условно делится на два периода: Первый – молодежный (18-30 лет). Второй – средний (зрелый) от 31 до 55/60 лет.
Первый период. Люди этого периода приступают к трудовой деятельности. В эти годы человек находится в расцвете сил. Происходит поступательное развитие организма, которое заканчивается к 25 годам. Главная молодежная особенность – высокий уровень тренируемости двигательной функции, повышение работоспособности и силовых проявлений. Складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких результатов. В период расцвета увеличивается вес тела, сердце в покое имеет 70-80 ударов в минуту, но может достигать и 250 уд/мин (обладает 20-кратным резервом прочности), огромные резервы дыхательной системы (вентиляция легких в покое равна 5-8 л 3, а при работе до 140 л 3). Велики резервы костно-мышечной системы. В связи с этими изменениями отмечается важная психологическая особенность молодежного возраста – возможности физического совершенствования кажутся беспредельными и общедоступными, поэтому необходимо усиливать образовательную направленность физического воспитания, сориентировать человека на новые режимы и цели двигательной активности.
Задачи в этом периоде:
1. Углублять знания о правилах дозирования нагрузки.
2. Закреплять потребность заботиться о своем здоровье.
3. Уметь составлять спортивно-оздоровительные программы.
4. Начало семейной жизни требует от родителей получения знаний о вынашивании и рождении ребенка и о воспитании его здоровым.
5. Поддерживать должный уровень физических качеств и общих координационных способностей.
|
|
Второй период (стационар). В возрастном интервале 30-60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако, регрессивные изменения аппарата движения заметны уже после 30-35 лет (снижение эластичности связочного аппарата, возрастание хрупкости костей, окостенение ряда элементов позвоночного столба, снижение подвижности в суставах). После 30-ти лет каждые 10 лет понижается активность обмена веществ на 7-8%. Снижается возбудимость коры головного мозга и как результат – ухудшение координационных способностей. Ослабляются функции сердечно-сосудистой системы, снижается продуктивность умственной деятельности – человек быстро утомляется.
В связи с этим, задачами физического воспитания во втором периоде являются:
1. Формирование мотивации систематической двигательной активности.
2. Овладение знаниями самоконтроля за здоровьем.
3. Замедление инволюционных изменений, происходящих в организме на основе использования различных упражнений.
В процессе трудовой деятельности и в процессе физического воспитания проявляются одни и те же механизмы изменения работоспособности (фаза врабатывания, фаза устойчивой работоспособности, фаза утомления). Путем применения физических упражнений возможно ускорение процессов врабатывания, продление фазы устойчивой работоспособности и ускорение процессов восстановления.