Вопрос 4.Чечня в составе Аланского раннефеодального государства

Если судьбы южных нахских обществ Большого Кавказа в раннесредневековый период более или менее тесно сплелись с судьбами грузинских феодальных владений, а затем с судьбой единой грузинской монархии, то нахи предгорно-равнинной части Северного Кавказа были вовлечены в консолидационные процессы северокавказской Алании. Это государство состояло из коренных кавказских племен (главным образом, нахов), собственно северокавказских алан (оседлых и полуоседлых, но не кочевников) и групп тюрок, в том числе и хазарского происхождения.

История северокавказской Алании в 10–13 вв. характеризуется своеобразным горско-аланским симбиозом, исключавшим национальный и политический гнет; тем более что и аланы, и горцы имели общих врагов и общих союзников.

Становление Аланского государства происходило в напряженной борьбе, прежде всего с Хазарским каганатом – крупнейшим государством Восточной Европы. Почти 200 лет продолжалась вассальная зависимость алан от Хазарии - до 10 – 11 вв. Существенное воздействие на эту борьбу оказывала Византийская империя, а также молодое Киевское государство.

В 965 году Хазария была потрясена сокрушительным походом киевского князя Святослава. Он же, после разгрома хазарских городов, прошел через Северный Кавказ, громя алан. Отношения алан с киевлянами впоследствии наладились – известны даже совместные и согласованные нападения на восточно-кавказский эмират Ширван в первой трети 11 в. В том же веке возникло русское Тмутараканское княжество на Таманском поолуострове, в Прикубанье. Между русскими князьями и аланскими правителями устанавливаются династические связи.

В 10 веке «царство алан», как писали греки, стало «сильнее и крепче всех народов», поэтому Византийская империя налаживает с ним связи. В тот период в Алании распространялось христианство. Упрочение церкви пришлось на 11–12 вв. Здесь, как и в Киеве, учреждается пост митрополита. Аланский митрополит, как и рядовые священники, назначался из представителей византийской церкви. Храмы и другие культовые сооружения на Северном Кавказе строились греками.

Но, очевидно, христианизация Алании происходила поверхностно. Аланы, особенно восточные, оставались верными язычеству. К концу 12 – началу 13 вв. начался процесс упадка церковной организации и децентрализации Алании. Страна вступила в полосу феодальных междоусобиц. Определенное воздействие на этнополитические процессы в крае оказало и перемещение в этот период в предкавказские степи новых масс кочевников (печенегов и половцев). Между ними и аланами развернулась борьба за политическую гегемонию на Северном Кавказе и зимние пастбища в степях.

Алания 10-13 вв. достигла определенных успехов в социально-экономическом и политическом развитии, вплотную подойдя к образованию единой народности в условиях раннефеодального государства. Вместе с аланами этот путь проделали и нахские племена Северного Кавказа. Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию Алании и отбросило все горские народы Северного Кавказа на многие века назад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: