Лабораторная работа № 13
Исследование понимания речи при артикуляционных помехах
Цель: исследование влияния артикуляционных помех на понимание речи говорящего
Вводные замечания.
Как известно, «исключение речедвижений необычно сильно затрудняет понимание речи» (А.Н. Соколов, 1968). Если предложить испытуемому прослушать и понять какой-либо текст, но при этом создать речевые помехи, например, предложить одновременно с прослушиванием производить счет или произносить знакомое стихотворение, то понимание будет затруднено, а понятые слова будут почти мгновенно забываться. Временами, по данным А.Н. Соколова, испытуемые все же могут слушать речь, понимать и запоминать отдельные слова и выражения. Но это происходит при повторениях в произносимых испытуемым словах, в момент переходов от строфы к строфе (при произнесении стихотворения) и при других перерывах в речевых помехах.
Стимульный материал и оборудование.
Набор текстов. Чистый лист бумаги, протокол для регистрации данных, ручка.
|
|
Ход работы.
Эксперимент проводится в три этапа (включает три задания). В
каждом задании испытуемому предлагается одновременно запоминать текст и осуществлять, так называемые артикуляционные помехи:
1. Испытуемый слушает текст и ритмично произносит слоги.
2. Испытуемый в процессе прослушивания текста ритмично считает от 1 и т. д.
3. Испытуемый в процессе прослушивания текста читает стихи
(по выбору).
Через 10–15 секунд после окончания каждого задания испытуе-
мый должен на листке бумаги воспроизвести дословно то, что он запомнил.
Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется
участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции: Экспериментатор 1 читает испытуемому текст для пересказа, Экспериментатор 2 фиксирует изменения в речи испытуемого.
Каждый этап исследования предваряет соответствующая инструкция и предложение Экспериментатора 1 произвести тренировку, т. е. попробовать выполнить задание без предъявления текста.
После окончания тренировки начинается основная часть экспе-
риментального этапа. Испытуемый начинает тихо и ритмично выполнять свою задачу. Через 8–10 секунд после этого Экспериментатор 1 начинает читать текст, выбранный для запоминания.
После окончания чтения текста испытуемый в течение нескольких секунд продолжает выполнять свою задачу, а затем воспроизводит
текст на бумаге.
Во время проведения каждого опыта Экспериментатор 2 фиксирует ошибки в речи испытуемого, изменение темпа, ритма, громкости,
разборчивости речи, вздохи и паузы.
|
|
Обработка результатов:
Вывод:
Исходя из графика и по результатам количественного и качественного анализа, можно судить о том, что чем сложнее тип помех, тем сложнее происходит процесс понимания и дальнейшего воспроизведения текста. Возможно это связанно с дополнительной умственной деятельностью. Однако только это не может объяснить как деятельность из первой серии могла, так сильно испортить результаты при этом в отдельности не представляясь особой трудностью. На мой взгляд это может быть связанно с внутренней речью человека. Даже не осознавая этого, испытуемый по большей части думает только о том, что он произносит. На это уже накладывается то, что происходит направление внимания на умственную деятельность, которая в данный момент происходит у испытуемого (произнесение слов). И возникает доминанта, которая гасит внешние раздражители (текст произносимый экспериментатором). Когда испытуемый пытается перенести внимание на произносимый ему текст, он начинает медленнее и тише говрить, иногда даже делает паузы (произносит уже читаемый ему текст про себя).