Деятельность менеджеров по связям с общественностью относится к специализированному менеджменту. Поскольку людские ресурсы занимают в организации доминирующее положение, то соответственно роль менеджера по связям с общественностью приобретает также первостепенное значение. Обычно в западных странах менеджер по связям с общественностью является вторым или третьим лицом в руководстве после топ-менеджера и генерального директора. Все сказанное обусловливает ряд требований, которым должен отвечать специалист такого уровня:
♦ ясно и адекватно воспринимать и осознавать окружающую его действительность, свое отношение к ней и свою деятельность;
♦ обладать хорошо выраженными личностными качествами: интеллектом, волей, способностями, убежденностью и др.;
♦ иметь хорошую образовательную базу (общее образование) и профессиональную подготовку менеджера;
♦ иметь ясную индивидуальную жизненную и деловую концепцию;
♦ быть культурным человеком, т.е. иметь достаточные накопления личностных ценностей, главная среди которых моральность. Моральность, как важное личностное качество для менеджера, включает в себя соблюдение деловой этики, т.е. неписаных норм, принятых в деловом мире.
|
|
К нормам деловой этики относятся:
Ø порядочность, честность в отношениях с коллегами и партнерами; верность принятым на себя обязательствам, данному слову; восприятие деятельности с позиций не только собственной выгоды, но и с позиций социальной целесообразности; выполнение всех законодательных и правовых норм, соблюдение прав человека;
Ø восприятие своей деятельности с позиций высокой ответственности и обязательности перед персоналом и руководством.
Помимо ярко выраженных личностных качеств, менеджер по связям с общественностью должен обладать качествами лидера.
С точки зрения психологии лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство прежде всего предполагает присутствие у индивида достаточно сильно выраженной потребности влиять на людей, управлять ими. Без такого рода потребности вряд ли возможна полная реализация имеющихся способностей влиять и воздействовать на группы общественности, управлять их деятельностью. Первоначально слабо проявляющиеся управленческие потребности могут развиться в связи с ростом мотивации и интереса к управленческой деятельности, вроде аппетита, который приходит во время еды. Желание управлять сильно подогревается успехами на этом поприще.
Потребность управлять людьми является своеобразной формой социальных потребностей, стремлением именно к такому способу самовыражения. Удовлетворение управленческих потребностей у многих людей становится основным и сильным мотивом в их жизни и деятельности, в стремлении иметь власть. Однако у некоторых они могут быть очень слабо выражены или совсем отсутствовать.
|
|
Следует отметить, что одной только, даже большой управленческой потребности совершенно не достаточно для настоящего лидера. Лидерство, как уже было сказано, предполагает наряду с управленческими потребностями наличие у человека соответствующих личностных данных и высоких управленческих способностей. Эти способности выражаются прежде всего в умении влиять на людей, подчинять их своей воле. Такое влияние возникает на основе различных факторов, наиболее существенные из которых – харизматичность личности лидера и специфические деловые качества.
Харизма – это влияние, построенное на сильных личностных качествах человека, которые проявляются в основном на подсознательном уровне. Для харизматического лидера характерны:
♦достоинство и легкость в общении с людьми;
♦независимость в поведении;
♦энергичность действий и суждений;
♦привлекательные облик и манера держаться и говорить.
Харизматические качества у менеджера по связям с общественностью вызывают уважение и преклонение, иногда неудержимо влекут к нему людей. Харизма дает огромные возможности для воздействия на людей, заставляя их многое принимать на веру без каких-либо пояснений. Но тем, кому даны природой харизматические качества, надо помнить, что их почти магическое влияние на окружающих сохраняется лишь до тех пор, пока оно подкрепляется успехами в деятельности организации. Неудачи, тем более провалы в делах, ослабляют воздействие харизмы, вера проходит. Поэтому одной харизмы для постоянного воздействия на группы общественности далеко не достаточно, лидеру необходимо еще иметь хорошие управленческие способности.