Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д

ЕГЭ.

В4. Найдите в приведенном ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) познание

2) общение с другими людьми

3) получение образования

4) самовыражение

5) достижение определенного статуса

6) самосохранение

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

-37-

B1.Запишите слово, пропущенное в схеме. А 1.К социальным потребностям человека относится потребность 1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться. В3.
А Б В
     

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.6 Потребности и интересы».

В4  
В1  
А1  
В2  
В3  

-38-

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА
Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно.

Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел».

Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение.

Под их влиянием и складывается модель «должного поведения».

С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества.

Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

-39-

СВОБОДА КАК ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Так трактовали свободу многие философы — Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», — утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар — свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел». Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов. Таким образом -40-
Свобода человека - это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её "под себя".
При этом свобода человеческой воли неизбежно наталкивается на природную и социальную необходимость.

Существует три модели разрешения этой коллизии свободы и необходимости:

1. Человек пытается безоглядно и безусловно навязать свою волю окружающему миру, во что бы то ни стало претворить в жизнь свои цели. При этом он игнорирует действие объективных природных и социальных законов. Как правило, подобные попытки завершаются крахом. К примеру, человек пытается вырастить в зоне рискованного земледелия, в северных широтах, растения, требующие много тепла и солнечного света. Или насаждает институты либеральной демократии в стране, находящейся на стадии феодализма. Такая модель поведения получила название волюнтаризма. Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. 2. Стремясь реализовать на практике свои идеи, человек сталкивается с суровыми реалиями жизни, которые кажутся непреодолимыми и парализуют его волю. Из этого он делает вывод, что против законов природы идти невозможно и отказывается от первоначальных замыслов. Такая позиция называется фатализмом (от лат. fatum – судьба; определённый судьбой). 3. В своей деятельности человек исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, то есть действуют независимо воли, желания и интересов человека. Поэтому оптимальным решением является познание этих законов и использование их в своих целях. Согласно закону всемирного тяготения, всякое тело, тяжелее воздуха, подброшенное вверх, обязательно упадет на землю. Но человек, не оспаривая этого закона, тем не менее, создал летальные аппараты, способные преодолевать земное притяжение и передвигаться в воздушном пространстве. Свобода в данном случае проявляется в способности человека действовать не вопреки необходимости, а в согласии с ней, в использовании закона в интересах свободы. Ф.Энгельс обобщил такое понимание свободы следующим определением: "Свобода есть познанная необходимость".

-41-

«СВОБОДА ОТ» ИЛИ «СВОБОДА ДЛЯ» Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, — это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» — можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы. Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» — это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И. Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости. Таким образом, мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», — утверждал христианский богослов III в.
«Воля по природе своей до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить». Р. Декарт

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения.

Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.
А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

ЕГЭ. С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

-42-

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы. 1. Понятие общества Общество – сложное и многозначное понятие В широком смысле слова
  • Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
В узком смысле слова
  • Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
  • Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
  • Человечество в целом
2. Функции общества
  • Производство материальных благ и услуг
  • Распределение продуктов труда (деятельности)
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением
  • Воспроизводство и социализация человека
  • Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми. Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
  • Производственные отношения
  • Экологические отношения
· Отношения по детопроизводству -43-
Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
  • Моральные отношения
  • Политические отношения
  • Правовые отношения
  • Художественные отношения
  • Философские отношения
  • Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система Система – комплекс элементов и связей между ними. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. 5. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции. Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития. -44-
6. Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену? Прежде всего необходимо иметь ясные представления о понятии «система». Системой (греч. целое, составленное из частей) принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать и проще – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в учебном курсе и в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о динамичной системе. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Их принято называть сферами общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы. Проверить, насколько точно и полно усвоены данные теоретические положения, можно, обратившись к заданиям и проанализировав их -45- ЕГЭ. Задание 1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную Задание 2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную Комментарий. Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Нетрудно заметить, что понятия, представленные в первом задании, характеризуют экономическую сферу. Ответ на второе задание относится к сфере социальной. Сложнее выполнять задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер. Задание 3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни. Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. Задание 4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества. Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. -46-
Комментарий. В задании 3 правильны оба утверждения, в задании 4 – только первое. Экономический кризис (экономическая сфера) становится причиной решения президента о роспуске парламента (политическая сфера). Взаимосвязь экономики и политики очевидна. Анализ утверждения Б в первом задании показывает, что политическая партия (а это институт политической системы общества) разрабатывает программу, которая в современном обществе не может не опираться на научные изыскания и обобщения (наука – институт духовной сферы общества) для преодоления спада производства (экономическая сфера). Что касается утверждения Б во втором задании, то приведенный пример говорит о взаимосвязи политики и экономики: реформы, проведенные государством, способствовали росту темпов промышленного развития. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира? В экзаменационной работе данной проблеме посвящен целый ряд заданий, рассмотрим два из них: Задание 1. Общество – это 1) материальный мир в целом 2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним 3) часть природы 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней. Задание 2. Верны ли следующие суждения об обществе? А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир. Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. Комментарий. Чтобы правильно выполнить эти задания, следует иметь в виду, что понятие «природа» в курсе обществознания употребляется в значении естественной среды существования человека и общества. Общество, являясь обособившейся от природы частью материального (реального) мира, вместе с тем тесно связано с ним. Общество, как известно, обладает качественной – по сравнению с природой – спецификой. Его образуют люди, обладающие сознанием и волей; они выдвигают определенные цели и избирают средства для их достижения. Вместе с тем природа и общество взаимосвязаны. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй. Общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее и все возрастающее воздействие на природу. Соответствующие примеры приведены в учебниках и учебных пособиях. Таким образом, в первом задании правильный ответ – 2, во втором – 4. -47-

A1. Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1. постоянное развитие

2. часть материального мира

3. обособление от природы

4. способы взаимодействия людей

B3. Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан.

В7.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы.

А1  
В3  
В7  

-48-

1.9 Основные институты общества. 1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. 3. Типы функций социальных институтов:
  • Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
  • Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры). 4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. 5. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:
1.семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
2.политический - институты власти;
3.экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность
4.военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
5.образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;
6.религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

-49-

6. Виды социальных институтов Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религия, политические системы). Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам. -50-
В3 (1). В3 (2).Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). -51-

С6.

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.9 Основные институты общества.

В3 (1)  
В3 (2)  
   
   

-52-

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. План: 1. Культура и духовная жизнь: понятие культуры, материальная и духовная культура. 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры, их признаки. _________________________________________________________________________________________ 1. + Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. + Культура изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. + Культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. Как различить широкое и узкое значения понятия «культура»? В обществоведческом курсе есть целый ряд ключевых многозначных понятий, определить которые мы можем как в наиболее общем плане, так и выделяя более узкие значения. К ним относится и понятие «культура». В узком смысле под культурой обычно понимают совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством. Нередко под культурой понимают область, объединяющую искусство, религию, науку, образование. В обоих случаях за рамками остались многообразные проявления творческой, преобразующей деятельности людей в сфере материального производства. В широком смысле культуру можно определить как: – универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Последнее определение особенно важно. 2.
к у л ь т у р о л о г и я в первую очередь занимается изучением культуры! Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук — истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

-53-

3. Культура — явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры — процесс двуединый.
Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций. с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства.
Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

4.

-54-

5. Функции культуры: Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры.
Главной функцией культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.
1. Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. 1. неслучайно культуру считают социальной памятью человечества.
2. Познавательная (гносеологическая) функция. ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение)– теория познания. 1. культура, способна накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. 2. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.
Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру,посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие общества, не способные использовать познавательную функцию культуры, все еще изобретают велосипед и тем самым обрекают себя на отсталость.
3. Регулятивная (нормативная) функция 1. регулирование различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
4. Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion – знак) функция 1. язык (устный и письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
5. Коммуникативная функция 1. культура не существует вне общества, она формируется через общение.

и другие функции культуры

-55-

6.Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (под-культуру, миникультуру) и контркультуру.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА рассчитана на узкий круг потребителей, одготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
1. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.
2. Элита, являющаяся потребителем такой культуры,— это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная творческими задатками часть общества.
3. Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры.
   
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах.
1. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа.
2. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста.
3. Как правило, анонимна (у народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов).
4. Народная культура: А) фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), Б) народную музыку, В) танцы, Г) театр, Д) архитектуру, Е) изобразительное, декоративно-прикладное искусство. Ж) нравы и обычаи, З) бытовая фразеология И) способы ведения хозяйства, К) домашний уклад Л) народная медицина.
5. Отличительная особенность в том, что народная культура находится в постоянном употреблении. Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива.
 
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе (появилась в XX в).
1. Коммерческая направленность (важна ПРИБЫЛЬ)
2. Основная черта массовой культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя.
  3. Массовая культура неотделима от средств массовой информации (СМИ). (благодаря им обеспечивается систематическое распространение массовой культуры через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др.)

-56-

Что такое субкультура и контркультура? Культура любой эпохи обладает определенной степенью целостности, но внутри и рядом с господствующей культурой развиваются своеобразные, автономные, а зачастую и суверенные субкультуры и контркультуры. Разберемся в значении этих понятий.
Доминирующая культура. совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества


Субкультура

поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами.
  НАПРИМЕР: говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п.


Контркультура

- это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями.
НАПРИМЕР: хиппи, панки, андеграунд


-57-

7. Чем обычай отличается от традиции? Ряд исследователей не проводят различия между обычаем и традицией и употребляют эти понятия как синонимы. Вместе с тем многие авторы усматривают различие между обычаем и традицией. Последняя точка зрения нашла отражение и в школьных учебниках (см., например: Кравченко А.И. Обществознание. 10–11 кл.).Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках. Другое определение: обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые общество рекомендует выполнять (невыполнение чревато неформальными негативными санкциями). Традиция – все то (ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды), что унаследовано от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе. В чем же разница?
Во-первых, обычаи присущи определенной исторической эпохе, а традиции унаследованы от предшествующих поколений. Обычай, выдержавший испытание временем, может стать традицией. Во-вторых, обычай – массовый образец действий, тогда как традиция может быть образцом действия конкретных людей в определенных условиях (например, при реализации определенного социального статуса) или малой группы (традиции отдельной семьи). В-третьих, обычаи – мало подвергаемые осознанию образцы поведения, тогда как содержание традиции осознается и разделяется группой. _____________________________ Далее, по своему содержанию традиция гораздо шире обычая: традиция – это все унаследованные социальные нормы предков, а обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации. ________________________________ Различным может быть и отношение общества к обычаю и традиции: отношение к обычаю бывает нейтральным или даже отрицательным, а традиции, как уже отмечалось, как правило, почитаются.

Справедливости ради заметим, что в специальной литературе мы можем встретить и обратное толкование данных понятий: обычай – более широкое понятие, включающее и традиции.

-58-

8. Являются ли слова «обряд», «церемония» и «ритуал» синонимами? Данные слова очень близки по смыслу, но некоторые различия мы все же можем найти. Следует оговориться, что здесь, как и в описанной выше ситуации, учебная и научная литература не дает убедительного однозначного ответа, поэтому в ряде научных и учебных изданий можно встретить иную трактовку, отличную от той, которую попытаемся дать мы.
Обряд понимается как установленная традицией совокупность массовых действий, преследующих определенную цель и отражающих бытовые или религиозные представления людей. Нередко обрядовые действия носят символический характер. Церемония – некое обрядовое действие символического характера, посвященное празднованию каких-либо значительных событий в жизни отдельного человека, группы людей, общества в целом. Главная задача церемонии – подчеркнуть особую значимость отмечаемого события. Ритуал – серьезно стилизованный и тщательно распланированный набор текстов и движений, исполняемый специально подготовленными для этого людьми. Ритуал призван драматизировать происходящее событие, вызвать у зрителей и участников определенные эмоции (как правило, благоговение, трепет, скорбь и т. п.).

Подведем некоторые итоги.

Важное отличие церемонии от обряда и ритуала в том, что она проводится в связи с празднованием чего-либо, причем она не всегда является массовым действом и может проводиться кем угодно (а не специально подготовленными людьми), стилизация и определенный набор текстов и движений также не обязательны.

Обряд является массовым действом.

Ритуал же может проводиться только «специалистом» по жестко установленному канону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow