4.1.Социологическая и формальная школы в литературоведении
1. Школа В.Ф. Переверзева. Социальное бытие как «сама-себя-сознающая» жизнь. Писатель как медиум среды. Определение социального бытия положением социальной группы по отношению к системе производства. Художественное изображение как форма канонизации новых социальных явлений.
2. Работа В.М. Фриче.
- Формализм в его соотношении с теорией (А.Н. Веселовский, А.А. Потебня) литературы.
- «Остранение» как фундамент формалистской теории. В.М. Шкловский «Искусство как прием».
- Статья Б.М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель»
4.2. Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана
4.3. Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении.
- Лингвистические основания структурализма. Структурализм и структуральная поэтика. Понятие литературной компетенции.
- Теория поэтической функции Р.О. Якобсона.
- Теория сверхинформативности художественного текста Ю.М. Лотмана.
- Философия и эстетика постмодернизма (Лиотар, Деррида, Бодрийар, Барт и др.)
- Своеобразие русского постмодернизма
4.4. Рецептивная эстетика
|
|
- Основные положения рецептивной эстетики: теория В. Изера.
- Основные положения рецептивной эстетики: теория Х.-Р. Яусса.
4.5. Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века
Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине
Экзаменационные вопросы
1. Основные этапы в развитии науки о литературе |
2. Литературные направления и стили в историческом освещении |
3. Проблемы психологизма и психоанализа в современной литературной науке. |
4. Социологическая и формальная школы в ХХ и на рубеже ХХ1 века |
5. Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана и современность |
6. Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении. |
7. Рецептивная эстетика и рецептивная критика |
8. Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века |