Модуль 4. Научные школы в литературоведении ХХ-ХХ1 вв

4.1.Социологическая и формальная школы в литературоведении

1. Школа В.Ф. Переверзева. Социальное бытие как «сама-себя-сознающая» жизнь. Писатель как медиум среды. Определение социального бытия положением социальной группы по отношению к системе производства. Художественное изображение как форма канонизации новых социальных явлений.

2. Работа В.М. Фриче.

  1. Формализм в его соотношении с теорией (А.Н. Веселовский, А.А. Потебня) литературы.
  2. «Остранение» как фундамент формалистской теории. В.М. Шкловский «Искусство как прием».
  3. Статья Б.М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель»

4.2. Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана

4.3. Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении.

  1. Лингвистические основания структурализма. Структурализм и структуральная поэтика. Понятие литературной компетенции.
  2. Теория поэтической функции Р.О. Якобсона.
  1. Теория сверхинформативности художественного текста Ю.М. Лотмана.
  2. Философия и эстетика постмодернизма (Лиотар, Деррида, Бодрийар, Барт и др.)
  3. Своеобразие русского постмодернизма

4.4. Рецептивная эстетика

  1. Основные положения рецептивной эстетики: теория В. Изера.
  2. Основные положения рецептивной эстетики: теория Х.-Р. Яусса.

4.5. Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века

Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине

Экзаменационные вопросы

1. Основные этапы в развитии науки о литературе
2. Литературные направления и стили в историческом освещении
3. Проблемы психологизма и психоанализа в современной литературной науке.
4. Социологическая и формальная школы в ХХ и на рубеже ХХ1 века
5. Научное наследие М. Бахтина и Ю. Лотмана и современность
6. Постструктурализм и постмодернизм в западном литературоведении.
7. Рецептивная эстетика и рецептивная критика
8. Новые тенденции в русском литературоведении конца ХХ века

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: