Задача целевого развития экономики, политических и духовных процессов и объединение усилий всего общества решается использованием публичной власти, сосредоточенной в определенных институтах общества. Таким институтом является государство,выступающее как представитель общества. Государственное управление (управление государственными делами) – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики.
Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характеристиками:
- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти;
- деятельность исполнительно-распорядительного характера;
- прерогатива специальных субъектов, органов государственного управления;
- подзаконная деятельность, т. е. вторичная по отношению к законодательной деятельности.
Действуя от имени народа, государство осуществляет государственное управление через создаваемые им органы. Поэтому в узком смысле под государственным управлением понимается административная и исполнительно-распорядительная деятельность органов государства.
|
|
Среди прочих видов управления государственное управление занимает особое место в силу только ему присущих свойств:
Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.
Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.
Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.
Системный характер государственного управления, без которого его не будет.
Основными характерными признаками государственного управления являются:
a) выполнение общезначимых организующих функций;
b) носит исполнительно-распорядительный характер;
c) подзаконность использования властных полномочий и деятельности уполномоченных субъектов;
d) непрерывный характер воздействия;
e) исключительный характер управляющего субъекта и др.
В связи с этим главными целями управления являются:
= упорядочение системы;
= сохранение структуры системы;
= обеспечение функционирования системы.
С реди разнообразных связей государства и общества особое значение для государственного управления имеют те, которые характеризуют, прежде всего,деятельность государства. Свое обобщенное выражение это находит в функциях –основных направлениях деятельности по выполнению главных задач, которые по-разному проявляются в разнообразных сферах жизни общества. Функции государственного управления непосредственно вытекают из функций государства и связаны с различными сферами жизни и деятельности всего общества и его составляющих частей. Любая классификация, как функций государства, так и функций государственного управления имеет в определенной степени условный характер.
|
|
К функциям государственного управления относятся конкретные виды управляющих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу взаимодействия с управляемыми объектами. Функции управления – это реальное силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемый объект (явление, отношение, состояние и т.д.).
О существление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов и способов,т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях.
Особенность этих методов состоит в том, что они применяются в управленческих процессах по поручению государства. В связи с этим методы управленческой деятельности должны отвечать определенным требованиям:
- обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий;
- быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении;
-быть реальными и гибкими.
Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две основные группы:
a)методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
b) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.
В управленческую деятельность все шире входят методы из естественных,общественных и точных наук: математического программирования,вероятностно-статистические, системного и функционального анализа, теории стратегических игр,экономико-статистического моделирования,графические и др.
Большая группа методов функционирования органов государственного управления и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Свои особенности имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительской и правоохранительной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы подбора и подготовки кадров, исполнения и контроля и др.
По аспектам влияния на человека методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на:
= морально-этические – предполагают обращение к достоинству,чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу,моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений,нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению.
= социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг,вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности.
= экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.
= административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства.