Понятие исполнительной власти и формы её реализации

К онституция Российской Федерации1993 года ввела принципиально новое для нашей страны понятие разделения властей. Вместо термина «государственное управление» был введен термин«исполнительная власть». Исполнительная власть осуществляется Правительством под непосредственным руководством и контролем Президента.

Для исполнительной власти характерны следующие черты:

- это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодейст­вующая с законодательной и судебной;

- это способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на деятельность, поведе­ние, право и возможность подчинять других сво­ей воле, реализуемые в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государст­венной функции правоприменительного харак­тера;

- исполнительная власть правоприменительна в по­зитивном смысле;

- исполнительная власть имеет определенное субъ­ектное выражение, т. е. олицетворяется в дея­тельности специальных субъектов - органов исполнительной власти;

- исполнительная власть реализуется на началах федерализма.

Понятие «государственное управление» - более ши­рокое по сравнению с понятием «исполнительная власть». Она призвана опре­делить объем и характер государственно-властных полномочий,реализуемых в процессе государствен­но-управленческой деятельности.Исполнительная власть, по существу,составляет содержание деятель­ности по государственному управлению, выражая,пре­жде всего, ее функциональную (исполнительную) на­правленность.

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуют­ся следующими принципами.

* Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип на­родовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти осуществляется как со стороны органов законодатель­ной и судебной власти, так и со стороны народа.

* Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти,должностные лица обя­заны соблюдать Конституцию РФ и законы, а нормативные акты, принимаемые ими не должны противоречить Конституции РФ.

* Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодатель­ной, исполнительной, судебной, - которые осуществляют свои функции в установленных пределах.

* Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе норматив­но-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Кон­ституция Российской Федерации регламентирует соотношение право­вых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты фе­деральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

* Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установ­лено, что законы подлежат официальному опубликованию. Норматив­но-правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

* Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права лич­ности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность пе­ред гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

* Принцип сочетания централизации и децентрализации:

* Принцип централизации - сосредоточение большей части государствен­ных функций в ведении центральных органов федеральной исполни­тельной власти. Централизация вытекает из единства системы испол­нительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

* Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществ­лять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих орга­нов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу.

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по административному нормотворчеству, внешнеполитического представительства, осуществлению административного контроля, а также систему органов по их осуществлению.Соответственно все субъекты исполнительной вла­сти одновременно являются звеньями системы госу­дарственного управления. Но не все такие звенья могут быть субъектами исполнитель­ной власти в ее конституционном смысле.

Основное назначение исполнительной власти организация практического выполнения положений Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности,направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов. В правовом государстве исполнительная власть как субъект публичного права действует согласно принципу - «разрешено все, что дозволено законом», т.е. в рамках закона. В то же время субъекты частного права руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», что предполагает более широкий круг возможного поведения, чем в предыдущем случае.

Исполнительная власть осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности посредством реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Для исполнительной власти характерны следующие черты:

- относительно самостоятельная ветвь государственной власти, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;

-способность и возможность воздействовать на поведение и деятельность в общегосударственном масштабе и в качестве специфической функции государства правоприменительного характера;

- выражена в деятельности специально создаваемых государством субъектов – органов исполнительной власти.

Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции:

a. контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении;

b. управленческая и организационная деятельность по исполнению законов и реализации государственной политики в различных областях общественной жизни;

c. административное нормотворчество в подзаконодательной форме;

d. административное правоприменение, осуществляемое в двух формах:

оперативно-исполнительная – реализация предписаний правовых норм и позитивное регулирование с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

e. осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация и т.п.);

f. охрана правопорядка, обеспечение безопасности граждан и общества (полицейская функция);

g. информационно-аналитическая деятельность.

Применительно к исполнительной власти речь идет об усилении регулирующих и контрольных функций вместо директивного управления. Используя различные способы воздействия, исполнительная власть может усиливать управленческое воздействие,ограничивая свободу поведения объекта управления или наоборот.

Р азличные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления. Чаще всего выделяют следующие режимы управления:

1) явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение,государственное управление как таковое отсутствует;

2) регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются;

3) уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении;

4) договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения,заключенного между ними;

5) регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение;

6) разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.);

7) распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления;

8) запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта,и для субъекта управления.

Нормальная работа всех элементов механизма правового регулирования создает условия, при которых соблюдение предписаний норм права становится всеобщим правилом, нормой жизни для подавляющего большинства членов общества. Механизм правового регулирования создает режим законности, при котором общественные отношения обретают стабильность и упорядоченный характер, гарантирующий права всех членов общества. В ходе работы механизма правового регулирования в обществе складываются правовой порядок – такое состояние общественных отношений, которое явилось результатом фактической реализации правовых норм в условиях законности.

31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: