К онституция Российской Федерации1993 года ввела принципиально новое для нашей страны понятие разделения властей. Вместо термина «государственное управление» был введен термин«исполнительная власть». Исполнительная власть осуществляется Правительством под непосредственным руководством и контролем Президента.
Для исполнительной власти характерны следующие черты:
- это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;
- это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле, реализуемые в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера;
- исполнительная власть правоприменительна в позитивном смысле;
- исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, т. е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов - органов исполнительной власти;
|
|
- исполнительная власть реализуется на началах федерализма.
Понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть». Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий,реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности.Исполнительная власть, по существу,составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая,прежде всего, ее функциональную (исполнительную) направленность.
Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами.
* Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа.
* Принцип законности. Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти,должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а нормативные акты, принимаемые ими не должны противоречить Конституции РФ.
* Принцип разделения властей. Принцип разделения властей выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной, - которые осуществляют свои функции в установленных пределах.
* Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).
|
|
* Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
* Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.
* Принцип сочетания централизации и децентрализации:
* Принцип централизации - сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
* Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по административному нормотворчеству, внешнеполитического представительства, осуществлению административного контроля, а также систему органов по их осуществлению.Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Но не все такие звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле.
Основное назначение исполнительной власти организация практического выполнения положений Конституции и законов государства в процессе управленческой деятельности,направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов. В правовом государстве исполнительная власть как субъект публичного права действует согласно принципу - «разрешено все, что дозволено законом», т.е. в рамках закона. В то же время субъекты частного права руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», что предполагает более широкий круг возможного поведения, чем в предыдущем случае.
Исполнительная власть осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности посредством реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Для исполнительной власти характерны следующие черты:
- относительно самостоятельная ветвь государственной власти, тесно взаимодействующая с законодательной и судебной;
-способность и возможность воздействовать на поведение и деятельность в общегосударственном масштабе и в качестве специфической функции государства правоприменительного характера;
|
|
- выражена в деятельности специально создаваемых государством субъектов – органов исполнительной власти.
Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции:
a. контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении;
b. управленческая и организационная деятельность по исполнению законов и реализации государственной политики в различных областях общественной жизни;
c. административное нормотворчество в подзаконодательной форме;
d. административное правоприменение, осуществляемое в двух формах:
оперативно-исполнительная – реализация предписаний правовых норм и позитивное регулирование с помощью индивидуальных правовых актов;
юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
e. осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация и т.п.);
f. охрана правопорядка, обеспечение безопасности граждан и общества (полицейская функция);
g. информационно-аналитическая деятельность.
Применительно к исполнительной власти речь идет об усилении регулирующих и контрольных функций вместо директивного управления. Используя различные способы воздействия, исполнительная власть может усиливать управленческое воздействие,ограничивая свободу поведения объекта управления или наоборот.
Р азличные виды воздействия и создание условий для определенной, отвечающей интересам общества формы поведения связано с различными режимами управления. Чаще всего выделяют следующие режимы управления:
1) явочный – режим государственного невмешательства, полная свобода объекта управления выбирать свое поведение,государственное управление как таковое отсутствует;
|
|
2) регламентационный – государство формирует правовое пространство, в котором объект управления свободен выбирать свое поведение, государство не вмешивается в поведение объекта, пока «правила игры» соблюдаются;
3) уведомительный – режим, при котором объект управления должен поставить государство в известность о выбранном поведении;
4) договорный – поведение участников государственного управления строится в соответствии с условиями соглашения,заключенного между ними;
5) регистрационный – объект обязан зарегистрировать выбранное поведение;
6) разрешительный - для действий в соответствии с выбранным вариантом поведения объект управления должен получить государственное разрешение (лицензия, квота, сертификат и т.п.);
7) распорядительный – поведение объекта строится только на основании прямых указаний субъекта управления;
8) запретительный – это режим государственной монополии или запрет конкретных видов поведения и для объекта,и для субъекта управления.
Нормальная работа всех элементов механизма правового регулирования создает условия, при которых соблюдение предписаний норм права становится всеобщим правилом, нормой жизни для подавляющего большинства членов общества. Механизм правового регулирования создает режим законности, при котором общественные отношения обретают стабильность и упорядоченный характер, гарантирующий права всех членов общества. В ходе работы механизма правового регулирования в обществе складываются правовой порядок – такое состояние общественных отношений, которое явилось результатом фактической реализации правовых норм в условиях законности.
31.