Композиционными формами называются некоторые простейшие формы, которые объединяют изображенные объекты в некоторые фигуры. Например, двойной треугольник, круг, овал, квадрат, крест, наклонные линии, диагонали и др. Композиционные формы помогают усилить содержание и наиболее рационально использовать площадь изображения. В изобразительном искусстве художники применяют около двух-трех десятков различных композиционных форм. Художники с их помощью получают наиболее удачные композиционные решения. Но это только художники. Они вольны изображать свое субъективное представление о мире как угодно. Фотографы же отображают реально существующий мир, и зачастую они не могут изменить расположение снимаемых объектов или сами объекты и изменить точку съемки. Поэтому нельзя отождествлять технику построения композиции художниками и фотографами. В связи с тем что основная масса рекламы использует фотографию, рассмотрим композиционные формы, которые применяются фотографами.
«Прекрасная линия»
В книге «Анализ красоты» (1753) Вильям Хогарт (Великобритания) рассказал об открытой им S-образной линии как универсальной и оптимальной для организации изображения на ограниченной плоскости любого формата — от прямоугольного до бесформенного. Композиция построена с учетом S-образной линии в том случае, если контуры расположенных объектов или внутренние линии изображения формируют эту линию. S-образных линий в композиционном построении может быть несколько, при этом они могут быть вертикальными, горизонтальными и наклонными. Иногда S-образная форма заменяется г -образной. По мнению художников, изображения, построенные с помощью «прекрасной линии», помогают воображению зрителя войти в пространство картины. Однако в рекламе требуется заполнить площадь изображения рационально настолько, чтобы в нем было все необходимое, ничего лишнего и еще осталось место для «воздуха». S-образная форма во многом этому способствует.
На рис. 241 четко видны две S-образные линии, три скоса углов и правая диагональ, о которых будет идти речь ниже.
Два человека во французской одежде XVIII века изображены рядом с рекламой парфюмерной продукции (рис. 242). В обоих изображениях использована линия Хогарта.
На рис. 243 также использованы «прекрасные линии».
Рис. 244 — пример того, что линия Хо-гарта хороша не только в изображении натюрморта, но и в пейзаже. Причем может присутствовать двойная 5-образная линия: AB и как бы продолжение ее — CD.
В рекламе S-образные линии используются и для простого разделения красок или цвета фона (рис. 245). Одна или многие вертикальные и горизонтальные S-образные линии на изображении в прямоугольнике, зрительно объединяясь, создают композиционную форму, которая называется скосом угла. Суть композиционной формы скоса угла состоит в том, что, сколько бы мы ни использовали S-образных линий на нашем листе прямоугольной формы, углы никогда не будут заполнены этими линиями. Это видно на рисунке.
Скос угла (диагональ правого угла) может существовать независимо от «прекрасной линии» (рис. 246).
Здесь как бы отвернутый нижний уголок листа представляет собой одновременно и скос, и элемент фирменного стиля рекламных объявлений данной туристической фирмы. Используемый скос в правом нижнем углу кадра называется диагональю правого угла (ЦПУ). Если какой-то объект изображен между скосом и ближайшими краями кадра, то изображение этого объекта называется ядром скоса или точкой скоса (рис. 247).
Ядро скоса диагонали правого угла, как утверждают художники, придает композиции устойчивость, задерживает взгляд в границах кадра, завершает композицию. Научных исследований на эту тему и обоснования или трактовки этого феномена восприятия образной информации автор не нашел. Однако многие художники это давно и вполне успешно используют.
Скос угла может присутствовать в рекламе независимо от того,
сколько S-образных линий использовано
Существуют две композиционные диагонали — правая и левая. Как видно на рисунке (см. с. 51), композиционная правая диагональ идет от левого нижнего угла к правому верхнему, левая композиционная диагональ — от левого верхнего угла к правому нижнему углу.
Выяснено, что эти диагональные решения вызывают у человека разные эмоциональные реакции на подсознательном уровне. Правая диагональ — мажорная — пробуждает у большинства зрителей чувства, связанные с движением, радостью, легкостью, стремительностью (рис. 248). Если изображаются рекламируемые объекты без движения, но предназначенные для движения, то и в этих случаях используют правую диагональ (рис. 249).
Схема основных композиционных построений; точки 1, 2, 3, 4 – активные точки
Левая диагональ — минорная — порождает чувства, связанные с преодолением, трудностью, грустью. В основном реклама отдает предпочтение мажорной диагонали для придания рекламному объявлению радостного настроения. В серьезной рекламной школе считается, что использование левой диагонали — признак плохой школы. Однако если рекламируемый товар не несет радости, приходится обращаться и к левой диагонали (рис. 250).
Фотографические отпечатки с одного и того же негатива, сделанные обычно и при перевернутом негативе (то есть эмульсией вверх), могут сильно различаться по композиционному построению и выражению первоначального замысла, так как при этом изменяется направленность диагоналей.
Диагонали и наклонные линии в кадре всегда смотрятся более выигрышно и воспринимаются с большим комфортом, чем горизонтальные и вертикальные.