· Согласие Церкви и государства основывалось здесь на принципе симфонии, впервые закрепленном в предисловии к VI Новелле императора Юстиниана. В соответствии с принципом симфонии властей Церковь и государство составляют один сложный и нераздельный организм. Государство - материя (тело), а Церковь – форма (душа).
· Сохраняя самостоятельность, каждая организация находится в живом и тесном общении с другой. Государство оказывает Церкви внешнее покровительство, обеспечивает защитой. Церковь освящает гражданские учреждения и формы жизни, содействуя государству в выполнении его функций в духе христианской любви.
Учение крупнейшего схоласта[17] средневековья Фомы Аквинского (1225(26)-1274 гг.) рассматривается как своего рода синтез учения Аристотеля и христианства (в его западной версии).
· Было найдено христианское «оправдание» разума. Благодаря разуму человек способен распознать универсальные сущности в вещах.
· Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии.
· Подобно Аристотелю, Фома Аквинский рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации.
· Наилучшая форма государства – монархия. Главная его цель – общее благо. Основная функция монархической власти – забота о добродетельной жизни подданных. Роль монарха в государстве подобна роли Бога в мире, поэтому он должен быть воплощением справедливости.
· Высший смысл человеческой жизни – достижение небесного блаженства. Его можно достичь с помощью Церкви, во главе которой стоит Папа Римский. Поэтому светская власть должна безоговорочно подчиняться духовной власти, и лучшая форма правления – это теократия.
Задания к теме
Тест – 1.
Выделить цветом ошибочные суждения.
А) Философия – социальная наука.
Б) Социальное знание – это социальная наука.
В) Философские науки - это социальные науки.
Г) Социальное знание – это социальные науки и повседневные представления людей о жизни.
Тест – 2
Вместо точек вставить правильные термины.
1) область философского знания, наука о бытии – это……………..
2) область философского знания, наука о познании- это ……………..
3) основанный на опыте и изучении фактов - ……………..
4) знание о духовном мире человека – это………………знание