Как справиться с заданиями на распределение позиций по группам и на установление соответствия?

Эти задания можно рассматривать как еще две разновидности заданий на классификацию. Приведем примеры.

Задание 1. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной.
1) семейная ферма
2) вооруженные силы страны
3) сельскохозяйственный кооператив
4) приватизированная гражданином квартира
5) имущество дипломатических представительств за рубежом
6) национальный парк.
Комментарий. Общая совокупность объектов (в данном случае – отношений), подразумеваемая в этом задании, может быть обозначена понятием «собственность» как способ присвоения людьми того, что им необходимо для жизни. Уместно вспомнить и такие смысловые характеристики собственности, как владение, пользование и распоряжение чем-либо.
В задании указаны две группы, по которым следует распределить представленные объекты. Поэтому следующим логическим шагом в выполнении задания является уточнение признаков, лежащих в основе этого разделения, иными словами, нужно вспомнить, что отличает государственную собственность от частной. Ответ достаточно очевиден, особенно применительно к государственной собственности. А вот в том, что касается частной собственности, следует вспомнить, что она может быть индивидуальной, коллективной (кооператив) и корпоративной (акционерное общество).
Проделав эти логические операции и восстановив нужные знания, можно безошибочно выполнить предложенное задание. К частным формам собственности относятся семейная ферма и приватизированная квартира (это индивидуальная частная собственность), а также сельскохозяйственный кооператив (коллективная частная). Остальные позиции, указанные в перечне, отвечают признакам государственной собственности.
Рассмотрение заданий на соответствие начнем со следующего примера.

Задание 2. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Комментарий. Это задание оказалось трудным для большинства выпускников.
По сути, данный тип задания является разновидностью предыдущего. Его можно преобразовать в задание, требующее распределить приведенный перечень (первый столбец) по группам, указанным во втором столбце. Но здесь этих групп уже три. Основание классификации задано в условии – это широкое понятие «факторы производства», означающее ресурсы, без которых процесс производства товаров и услуг невозможен. В свою очередь, данная категория делится на три более частных понятия: «земля», «капитал», «труд». Они также названы в условии задания и образуют второй ярус классификационной схемы. Уточним содержание этих понятий. «Земля» – это природные ресурсы (а не только пахотные земли, как ошибочно думают некоторые школьники), которые используются в производстве. Капитал (в данном случае физический капитал) – это все, что создано для производства человеческим трудом. Трудом в данном случае экономисты считают физические и умственные усилия, затраченные человеком в процессе производства. Итак, мы уточнили содержание понятий, представленных во втором столбце условия задания. А что же содержится в первом столбце? Здесь перечислены конкретные объекты, используемые в производстве. Это третий уровень классификации – уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к какому из факторов производства относится каждый из указанных конкретных объектов. После того, как мы уточнили, что включают в себя отдельные факторы производства, выполнить эту задачу несложно. Каменный уголь и пашня – это природные ресурсы («земля»), строительные машины и фабрика – материальные средства производства («капитал»), фермер же в данном случае олицетворяет человеческие ресурсы («труд»).
Таким образом, главная трудность, связанная с выполнением заданий на классификацию, состоит в нахождении характеристики (признака, свойства), используемой в качестве основания системы выделения групп и подгрупп. Там же, где группы уже выделены, важно найти наиболее существенные отличия между ними (мажоритарной избирательной системы от пропорциональной, экономической сферы жизни общества от политической, патриархальной семьи от семьи партнерского типа и т. п.) и, используя этот критерий, отнести приведенные в списке конкретные проявления к той или иной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: