Социализация

Социальная среда -совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

- макросреда (характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования....)

- микросреда (семья, школа....)

Социализация - начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.

Этапы социализации:

  1. Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли(сын)
  2. Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра.

Агенты социализации -люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды агентов:

- первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями (родители)

- вторичной социализации - формальное окружение (учитель)

  1. Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности.Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса(студент, семьянин). Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.
  2. Молодость. 19-22 года.
  3. Зрелость. 22-55-60.

Критерии отношения к зрелому возрасту:

- самостоятельное обеспечение себя средствами существования

-распоряжение деньгами независимо от других

-самостоятельность в выборе образа жизни

-проживание независимо от родителей

-способность отвечать перед законом

-брак

-голосование.

Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов(овладение профессией, создание семьи ….).Освоение соц.ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.

Старость. 55-смерть. Потребитель соц.благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана. Жизненный план -идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория соц.карьеры и сумма возможных достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: