Социологические и социально-психологические исследования, наблюдения педагогов выявляют негативные изменения в сознании и поведении подростков. Возникает противоречие между сензитивностью данного возрастного периода развития детей к различным влияниям окружающей социальной среды и неготовностью подростка адаптироваться к ее изменениям и объективно оценить ее влияние.
Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимыми и податливыми к отрицательным влияниям среды. Как тревожный симптом воспринимается большое число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях («помолодевшие» за последние годы алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство, вандализм и т.п.).
Возникают новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в экстремистских организациях. Вовлекаются в занятия рэкетом, проституцией. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
|
|
Отмечается существенная трансформация моральных норм среди подростковых групп, преставления несовершеннолетних о морали и праве находятся на формально-вербальном уровне и весьма «размыты».
Исследования свидетельствуют об отсутствии в сознании современных подростков таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание, творчество. Происходит криминализация сознания части подростков.
Результаты этих исследований подводят к выводу о необходимости усилия воспитательного потенциала школьного обществознания, о поиске технологий обучения, эффективно влияющих на формирование социально-активной личности. Так, требуют внедрения в преподавание курса активно разрабатывавшихся в педагогике и психологии деятельностный и личностно-ориентированный подходы, проектный метод, современные педагогические технологии.
Начавшийся насколько лет назад переход к единому государственному экзамену, который применительно к обществознанию принял массовый характер, существенным образом влияет на рассматриваемую предметную область. Объектами проверки выступают три основных компонента курса: научные знания; способы познавательной деятельности; содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни. Ответы учащихся в свободной форме выявляют в некоторой степени и их ценностные установки и ориентиры, которые, однако, не являются объектами оценивания. Полученные результаты не могут быть распространены на совокупность школьников, изучавших предмет, однако они позволяют выявить ряд недостатков, присущих обществоведческой подготовке выпускников.
|
|
По итогам ЕГЭ можно сделать вывод, что значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне.
Установлено, что при изучении научных понятий в большинстве случаев не удается преодолеть обыденные представления обучающихся, базирующиеся сегодня не только на их непосредственном социальном опыте, но и на распространяемых СМИ стереотипах и образцах (не всегда социально приемлемых) отношений и поведения в обществе. Отсюда возникает одно из важных направлений совершенствования изучения курса – поиск эффективных методических средств преодоления этой «рядоположенности» научных знаний об обществе, с одной стороны, и закрепившихся в сознании большинства школьников негативных стереотипов массовой культуры – с другой.
Таким образом, результаты единого экзамена по предмету становятся значимым информационным ресурсом в определении направлений развития данной образовательной области. Важнейшее среди них – развитие способности применять полученные знания в проблемных ситуациях. Вместе с тем переход к новой форме итоговой аттестации школьников ставит и другую задачу: минимизировать учебно-методическими средствами опасность сделать подготовку к ЕГЭ в старших классах доминирующей над другими задачами обществоведческого образования.
Такие новации в системе общего образования, как введение всеобщего среднего образования, становление профильного обучения в старших классах, требуют соответствующего развития системы обществоведческого образования.
Запрос на обновление учебного предмета вытекает также из накопительного опыта его разработки и массовой практики преподавания.
Исследование, проведено лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО в 2007 г., показало, что значительная часть учительства относительно успешно овладевает содержанием предмета, уделяет большое внимание ознакомлению обучающихся с Конституцией РФ, другими документами общественной значимости, стремится реализовать государственные установки на гуманизацию образования, на создание условий для формирования гражданственности и духовности.
Вместе с тем выявились трудности, проблемы, требующие решения.
Учебники по обществознанию, наряду с положительными сторонами, имеют и недостатки; содержание некоторых из них не удовлетворяет требованию достижения целостности знаний об обществе и человеке. Учебный материал в отдельных учебниках педагогически не продуман, не учитывает реальных познавательных возможностей современных школьников и особенностей восприятия ими социальной информации, слабо ориентирован на подготовку выпускников школы к жизнедеятельности в обществе XXI века.
В процессе модернизации обществоведческого образования должны быть решены назревшие проблемы, обновлено содержание, и при этом должны быть сохранены те принципиальные подходы к созданию курса, которые оправдали себя на практике.
2.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ