Компетенции

Большое значение имеет усиление практической направленности курса. Что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.

компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурой любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социальную характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей – гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиции этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);

компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);

компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни. Очевидно, что формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОСНАЩЕНИЮ

Современная организация обучения предполагает изменение форм обучения, внедрения в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям обучающихся, которые получают общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Использование в педагогическом процессе активного обучения (семинарские занятия и практикумы, дискуссии, выполнение проектов, ролевые игры, тренинг и т.п.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. Разнообразные практические задания, социологические микроисследования, разработка проектов, диспуты выводят обучающихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на всю внеурочную деятельность. При этом именно учитель выступает консультантом, организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Гражданское воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт обучающихся, что предполагает обращение к анализу реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

В отрыве от реальной жизни в лучшем случае может произойти формирование чисто «академической» системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в сознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, влияющих на их практическую деятельность. В худшем случае возможно отторжение предлагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом.

Эффективное гражданское образование и воспитание предполагают целенаправленную организацию личного опыта обучающихся на основе научных знаний.

Практико-ориентированный характер курса требует создания условий для систематического проведения практических и лабораторных занятий, построенных на решении проблемных заданий, обсуждении типичных ситуаций, разработке проектов, применении игровых форм, самостоятельном анализе разнообразных текстов – носителей социальной информации – через выделение для этих целей специального учебного времени, создание хрестоматий, практикумов, дидактических материалов на различных носителях, в том числе электронных и цифровых.

Современное обществоведческое образование предполагает использование всего арсенала учебного оборудования для организации интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса.

Рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: