Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм — запретов (табу). Уже на этапе человека прямоходящего возникают новые отношения, зарождаются нравственность, первоморалъ, определяющие нормы поведения. Вероятно, именно с этого момента — появления первых социальных норм, пусть и в зачаточной форме — следует отсчитывать начало человеческого стада.
Табу означает строжайший запрет на совершение определенных действий, налагаемый на всех членов племени или какую-то его часть. Нарушение «табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности».
|
|
Первой формой явилось табу на промискуитет, второй — табу на пищу.
Неограниченные половые отношения называются промис-куитетными. Разрешались половые связи между всеми особями мужского и женского пола независимо от того, к какому поколению они принадлежали. Любой мужчина мог быть половым партнером любой женщины.
1. Первые запреты ограничивали половые отношения в период охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В некоторых племенах, существующих и поныне, такие требования сексуального воздержания сохранились до сих пор, например, у пигмеев или у народа моту (Новая Гвинея) существует обязательное воздержание в ночь перед охотой. Индейцы-пипили из Сальвадора также воздерживаются от сексуальных контактов с женами в течение четырех дней перед посадкой семян.
Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Ограничения снимались только на время особых праздников. На островах Фиджи на праздник мужчины и женщины публично, без всякого разбора вступали в половую связь. Через несколько дней ограничения восстанавливались.
Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. В человеческую жизнь вторглось нечто инородное, что не диктовалось биологическим инстинктом. Это и было, вероятно, начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека.
2. Вслед за ним, скорее всего, появилось пищевое табу. Оно сводилось к запрету поедать все, что только можно, и в любое время. Возможно, второе табу произвело не менее революционные изменения в отношениях между людьми, нежели первое. Фактически благодаря ему на свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческому обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи — с ними делятся в первую очередь. Однако накормить собственных детей — это природный инстинкт, а уступить часть добычи другому, особенно неродственнику или тому, кто не участвовал в многодневной изнурительной охоте, — это уже начало разделения труда и социальных отношений как таковых.
|
|
Выделим принципиальное положение: формирующийся человек начал обучаться тому, как подавлять собственные эгоистические импульсы (зачатки самоконтроля). Что касается предчеловека, то он умел подавлять только чужие импульсы.
Таким образом, распределение пищи — основная характеристика формирующегося общества и важнейшее отличие человека от млекопитающих. Оно явилось следствием пищевого табу. Но и первое табу, на промискуитет, тоже привело к формированию особого распределительного механизма — между представителями двух разных полов. Оба вида табу, повлекшие два типа распределительных отношений, касаются самых фундаментальных потребностей человека — в пище и в воспроизведении рода. Стоит здесь навести порядок, как он по цепочке распространится на все другие потребности и инстинкты, в том числе безопасность, социальное общение, престиж и др.
По мере эволюции человеческого стада запретов становилось все больше, они пронизывали всю жизнь первобытного человека. В период родоплеменного строя табу регламентировали буквально все стороны жизни первобытного человека, в том числе относившиеся к медико-гигиеническим вопросам.
С помощью табу охранялись ключевые стороны коллективной жизни. Табу охраняло роженицу, инициации, сексуальное поведение, собственность. Табу ограждало от опасностей, связанных с отношением к покойникам или употреблением неизвестной пищи.
Табу олицетворяли собой коллективную волю, возвысившуюся над человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого отдельного индивида. В коллективной воле эволюция как бы нашла заменитель сверхорганизма.
Первые социальные нормы и ограничения послужили историческим прологом к возникновению культуры.