Виды человеческих знаний

Существуют различные виды знания. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют знания рациональные и эмоциональные; феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные количественными средствами анализа); эмпирические и теоретические; фундаментальные и прикладные; философские, общенаучные и частнонаучные; естественно-научные, технические и гуманитарные; донаучные, научные и вненаучные. По соответствию той или иной форме общественного сознания выделяют научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное знание.

Очевидно, исторически первой формой было игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек развивает активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, ролевые игры.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, в рамках которой вырабатывались знания-мифы о природе, космосе (космологические), о самих людях (антропогонические), их условиях бытия, формах общения, о луне (лунарные), о солнце (солярные), о звездах (астральные), о конце света (эсхатологические), календарные и др. Мифологическое сознание содержало и практические рекомендации поведения в определенных ситуациях. Например, миф об Осирисе содержал правила поведения в загробном мире. Особенностями мифологического знания являются: очеловечивание природы; нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, существа и его имени; поиск целенаправленной воли (телеологизм); восприятие времени через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, изменения в природе; восприятие мира как арены борьбы божественных и демонических сил.

В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, в дальнейшем получившая выражение в искусстве. Хотя оно специально не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его по законам красоты. Основным элементом художественного познания является образ, в который облекается мысль творца образа и через который осуществляется познание. Искусству дано выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Художественное познание опирается на чувственную сторону человеческой личности, на интуицию.

Важную роль в жизни людей играет житейское знание, основывающееся, прежде всего, на наблюдении и смекалке. Житейское знание носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с научными построениями. Житейское знание опирается на здравый смысл – стихийно формирующуюся систему знаний – и обыденное сознание, являясь важной ориентиром в повседневной жизнедеятельности человека. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию, без глубокого анализа явлений и событий действительности. В житейском (бытовом) познании получение знания не является самоцелью, служит побочным продуктом жизнедеятельности человека, осваивается исподволь, зачастую передаваясь непосредственно, от отца сыну, от мастера ученику. Отличительной чертой житейского звания является своеобразная терминология, указывающая на неточность знания («на глазок», «примерно», «чуть-чуть»), порождает основанные на практике правила и требования («Семь раз отмерь, один раз отрежь»).

Древними формами познания являются философское и религиозное. Религиозное познание, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя и превратные. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное. Именно опора на веру характерна для религиозного знания. Философское знание характеризуется стремлением к всеобъемлющему познанию основных закономерностей развития природы, общества, человека и самого человеческого познания.

Научное познание является вершиной развития человеческого познания действительности. Оно не терпит бездоказательности. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Сила научного прогноза – один из главных критериев для оценки научной теории. Научно-познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

К научному познанию тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания – инженер или промышленный менеджер. Цель инженера – создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов, т.е. получение практического результата.

Те области, которые остаются неохваченными наукой, те вопросы, на которые наука не может дать ответа становятся средой распространения разного рода так называемых паранаучных, околонаучных знаний. Паранаучное знание, не имея возможности дать подлинное знание, тем не менее, претендует на место оракула. Для придания веса своим домыслам и догадкам деятели паранауки (астрологи, гадалки, экстрасенсы) прибегают к псевдонаучной терминологии, выдавая свое «знание» за научное. Такое паразитирование, претензия на универсальность и стремление неясности, неприятие критики с отнюдь не бескорыстным стремлением помочь и претензией на исключительное к себе внимание являются отличительными чертами паранауки. Паранаучное познание скорее элемент массовой культуры, чем познавательной деятельности.

Гармонично развивающаяся, творческая личность стремиться сочетать в своей деятельности различные формы и виды познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: