Горные колыбели древнейших цивилизаций

Роль пришлых культур в истории древних цивилизаций еще предстоит уяснить. Рабовладельческий строй Средиземноморья, например, не эволю­ционирует в феодальный. Становление феодализма происходит где-то в глу­бинах Азии, откуда феодальные общины выходят на арену истории уже в сформированном виде. Нечто подобное произошло и с появлением древних земледельческих культур.

Как показали экспедиции выдающегося ботаника и географа Н.И. Вави­лова, набор культурных злаков Ближнего Востока и Средиземноморья по­разительно беден. Он существенно возрастает по направлению к Закавказью и Армянскому нагорью. Отсюда поступал в Месопотамию дорогой облицо­вочный камень обсидиан, с ним могли проникнуть и зерновые культуры. Но и Армянское нагорье — не рекорд по количеству сортов возделываемых пше­ниц. Восточное, в Афганистане, разнообразие пшениц возрастает еще боль­ше. Наконец, на совсем небольшом пространстве между Гиндукушем и За­падными Гималаями (на протяжении не более нескольких сот километров) население возделывает поразительное разнообразие главного хлеба Земли — мягких пшениц. Некоторые из них больше нигде на Земле не встречаются. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых, бобовых растений, льна, моркови.

Другой очаг с обилием возделываемых человеком злаков обнаружен Н.И. Вавиловым на Эфиопском нагорье. Количество возделываемых на нем видов твердых пшениц, ячменя превосходит все их разнообразие во всех ос­тальных странах земного шара. Здесь были обнаружены культуры, которые больше нигде не встречаются. Среди них хлебный злактэфф, фиолетовозер-ная пшеница, масличный нуг. Лен здесь возделывается не ради масла и во­локна, а как хлебное растение, на муку.

Такое высокое видовое разнообразие культурных злаков не может не сви­детельствовать о возможном здесь в прошлом очаге древнего земледелия. Ни в Гималайско-Гиндукушском районе, ни на Эфиопском нагорье нет ника­ких письменных или материальных свидетельств древней культуры. Но бо-танико-географический анализ Н.И. Вавилова свидетельствует о том, что именно здесь надо искать очаги древней земледельческой культуры.

Кое-что из предсказанного Н.И. Вавиловым подтвердилось сегодня. Так, задолго до открытия таиландской Пещеры Духов со следами земледелия. древнейшие слои которого датируются возрастом 11 тыс. лет до н.э., Н.И. Ва­виловым был описан юго-восточноазиатский центр происхождения культур­ных растений. С юга к Гималайско-Гиндукушскому центру примыкает и район одной из самых ранних земледельческих культур в бассейне Инда — Хараппский. А открытие земледельческих поселений в Судане, относящих­ся к VII тысячелетию до н.э., уточнило местонахождение эфиопского очага древнего земледелия.

А вот гипотетическую Атлантиду, затонувшую в пучинах Атлантическо­го океана, искать незачем. Несмотря на наличие многих общих диких расте­ний, наборы возделываемых культур Старого и Нового Света в доколумбово время были абсолютно разными. Между ними был лишь один общий вид — тыква-горлянка (лагенария), выращиваемая для изготовления посуды. Но это растение распространено во всех тропических странах и могло перенестись в Америку морскими течениями. Есть общие роды между культурными ра­стениями Старого и Нового Света (фасоли, перцы), но общий вид среди них лишь один. Не знали древнейшие земледельческие цивилизации Америки и домашних животных (кроме собаки) и рабочего скота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: