Социальная политика и социальная защита

Одно из главных предназначений общественных институтов, особенно государства, — социальное обеспечение и социальная защита различных сло­ев населения. Для этого необходимо знать социальный состав населения совокупность всех больших социальных групп. Статистик должен знать чис­ленность разных групп в разное время. Пенсионеров в обществе может быть 20%, а может быть 5%. Когда уменьшается численность пенсионеров, гово­рят об омоложении общества, но одновременно и о том, что люди не дожи­вают до глубокой старости, умирают раньше. Когда число пенсионеров рас­тет, говорят, что растет число иждивенцев. Следовательно, в зависимости от того, какова численность этих групп, меняются социальная политика и со­циальное управление. Итак, понятие «социальный состав населения» тесно коррелирует со следующими частными понятиями: социальная статистика, социальное управление, социальная политика, социальная защита, социаль­ное нововведение.

Под социальным управлением мы будем понимать совокупность практи­ческих мероприятий, которые проводит государство для решения проблем, возникающих в связи с социальным составом населения. Проблемы соци­ального управления возникли перед человечеством, когда появилось госу­дарство, ибо оно предполагает развитое разделение труда, развитую клас­совую дифференциацию, высокий уровень производительности труда, мно­гочисленный штаб управленцев и большие территориальные претензии страны. И сегодня социальное управление касается любой проблемы, свя­занной с социальным составом населения. Когда мы говорим, что проис­ходит депопуляция населения и государство начинает принимать какие-то меры, например выплачивать кормящим матерям пособия, это — социаль­ное управление.

В социальном составе населения выделяется подвыборка — социальные аутсайдеры, или социально не защищенные слои населения, которые нуж­даются в социальной опеке государства. Социальная опека — это практичес­кое мероприятие, и поэтому социальная защита является частью социальной политики.

Социальная политика: 1) это система практических мероприятий, прово­димых правительством через местные и региональные органы власти, направ­ленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из госбюджета и соответствующих либо идеологическим ус­тановкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу; 2) составная часть общей стра­тегии государства, относящаяся к социальной сфере, — целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касаю­щихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опира­ющаяся на широкую общественную поддержку социальная политика пред­назначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного на­следия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осу­ществления своих регулирующих фун­кций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство, национальный бюд­жет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтвер­ждает: при всей объективной зависи­мости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная поли­тика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содей­ствовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимули­рующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В совре­менных условиях социальная политика должна быть приоритетна для влас­тных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной по­литики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере — забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и все­стороннего развития. Современная ситуация в российском обществе дикту­ет необходимость повышения результативности социальной политики госу­дарства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных про­блем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулиру­ющих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощути­мого улучшения материального положения и условий жизни населения.

Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита — совокупность практических мероприятий, прово­димых государством для поддержания материального благополучия социаль­но не защищенных слоев, слоев населения, которые по объективным при­чинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания сред­него для данного общества уровня жизни (например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие). Социальная защита — важней­шая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер. осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работ­ников, общественными организациями и движениями с целью гарантиро­вать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соот­ветствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказать­ся в затруднительном материальном положении. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его се­мьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существо­ванию по не зависящим от человека обстоятельствам.

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты — приоритетное направление социальной политики государства. Система со­циальной зашиты складывается из двух основные форм — социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финанси­рования. Социальное страхование рас­пространяется на экономически ак­тивное, занятое население и обеспечи­вается главным образом за счет его доходов при ограниченных дотациях из федерального бюджета. Социальная помощь имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности.

Социальная помощь — одна из основных форм социальной защиты, ориен­тированная преимущественно на материальное обеспечение престарелых и не­трудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гарантируется социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, при потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной помо­щи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в слу­чае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, пожилым людям, достигшим 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет и не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа; пособия и другие выплаты многодетным, не­полным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стацио­нарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот, центры соци­ального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

Состояние социальной помощи в России остается неудовлетворительным. Помимо общих социально-экономических условий одна из причин такого положения в том, что многочисленные льготы, компенсации и социальные выплаты, выполняющие функции социальной поддержки, невелики по раз­мерам; кроме того, они устанавливаются и выплачиваются без учета доходов и реального благополучия семей, т.е. безадресно. Поэтому значительная часть социальных выплат достается обеспеченным группам населения (например, дотация на оплату коммунальных услуг в муниципальном секторе жилья), для которых они не имеют сколько-нибудь существенного экономического смысла; при этом ограничиваются возможности оказания социальной помо­щи действительно в ней нуждающимся. Для исправления сложившейся си­туации требуется усилить адресность социальной поддержки на основе уче­та материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий. Это позволит сконцентрировать средства на оказании помощи со­циально уязвимым группам населения, увеличить размеры пособий реаль­но нуждающимся в них семьям и отдельным гражданам.

В ходе реформирования социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федераль­ном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов РФ. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в ре­гионе среднедушевого дохода семьи, прожи­точного минимума и демографической ситу­ации. Предусматривается передача полно­мочий по упорядочению и осуществлению социальных выплат органам исполнитель­ной власти регионов и местного самоуправ­ления.

Национальная политика занимает особое место в сфере социальной жизни многонаци­онального государства. Ее объектом являют­ся национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строитель­ство, борьбу с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего на­циональных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными нацио­нальностями и др. Национальное строитель­ство в российском демократизирующемся об­ществе происходит на основе компромисса, когда само полиэтническое государство при­обретает большую легитимность. Во многом именно ошибки советских политиков поро­дили нынешнюю национальную напряжен­ность в России.

Особую озабоченность российских поли­тиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом понималась си­стема идей о превосходстве своей нации, не­признание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями (эксклюзивизм). Но в мировой литера­туре, обобщавшей опыт национальных движений, в 1970-е гг. стало закреп­ляться иное понимание. В английской традиции термин «национализм» ис­пользуется в нейтральном смысле и не содержит оттенка одобрения или нео­добрения. Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические единицы совпали. В соответствии с новой док­триной для достижения свободы и самореализации человек должен само­идентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала на­рода возможно лишь в собственном национальном государстве. Практика эт­нических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном мнении. Новая концеп­ция национализма выражает право этноса на свою государственность, защи­щающую язык, культуру и самобытность национальных общностей1. Одним из центральных в национальной политике российского государства сегодня является вопрос о соотношении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для российского государства: оно может расколоться по национальным грани­цам. Результаты опросов дают возможность представить, насколько конкрет­ные варианты национализма разделяются массовым общественным мнени­ем. Идея сецессии, включающая готовность идти на жертвы ради самостоя­тельности, вплоть до использования насильственных методов, поддержива­ется очень узким крутом людей (не бо­лее 1—2%). Идею суверенитета с пра­вом выхода из состава РФ разделяют от 27 до 38% представителей титульных этносов. В наибольшей мере ее отста­ивают татары и осетины, а в наимень­шей — тувинцы и саха2.

1 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол») // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 34-55.

Проявления национализма в пост­советском пространстве мы наблюдаем в разных формах — от устремлений, осуществляемых парламентским пу­тем, до агрессивных насильственных действий. По мнению специалистов, национализм еще длительное время бу­дет подпитываться обидами за былое — сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрес­сию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории, стереотип «наказанных» народов. На национальных окраинах ответственность за политическое прошлое народа, за «имперскую политику федеральных властей» часто перекладывают на местных русских. В республиках, переживших межнациональные столкновения, психологичес­кие последствия этого особенно заметны. К примеру, в Северной Осетии 70% и осетин, и русских оценивают национальные отношения как напряженные. Национализм может подпитываться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Наконец, национализм в известной степени является реакцией на необъективное ос­вещение положения в республиках средствами массовой информации, на обвинения в агрессивных националистических поползновениях. Этим неред­ко пользуются политические лидеры в попытках мобилизовать вокруг себя этническое большинство3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: