Соответственно четырем сферам общества выделяют четыре института общества (иногда их насчитывают пять). Но в этом случае один институт — духовный — разбивается на два самостоятельных — на институт религии и институт образования (сюда же включается и наука), но при этом «за бортом» оказывается культура. Возникает вопрос: куда включать культуру и является ли она институтом? Мы будем опираться на подход, согласно которому существуют четыре фундаментальных института общества, а четвертый — духовный — включает культуру, науку, религию и образование.
Термин «институт» имеет несколько смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования). Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.
|
|
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество. Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:
♦ потребности в воспроизводстве людей — институт семьи и брака;
♦ потребности в добывании средств существования — экономические институты, производство;
♦ потребности в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
♦ потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, социализация подрастающего поколения, — духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру.
Таким образом, социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. В рамках институтов происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей, добываются средства существования, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.
Институты возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей (полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д.). Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на 1—2 тыс. лет, то с образованием дело обстоит сложнее. В данный момент институт образования представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, колледжей, вузов, курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что имеет отношение к педагогике, составляют социальный институт образования.
|
|
Ученые дают еще одно определение социальному институту — как совокупности общественных обычаев, определенных привычек поведения, образа мысли и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «ин-ституционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, созда-
ние исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебников и т.д.
По существу институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией.
Мы убеждаемся, что понятие «социальный институт» — не пустая абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детских садов, школ, больниц и т.п.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (табл. 1).
Таблица 1 Функции и структурные элементы основных институтов общества
Институты | Функция | Основные роли | Физические характеристики | Символы |
Семейно-брачные | Забота, выхаживание и воспитание детей | Отец, мать, ребенок | Дом, обстановка | Кольца, обручение, контракт |
Экономические | Добывание пищи, одежды, жилья | Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец | Фабрика, офис, магазин | Деньги, торговля, марка, реклама |
Политические | Поддержание законов, правил и стандартов | Законодатель, субъект права | Общественные здания и места | Флаг, гимн, кодекс, хартия |
Религиозные | Содействие религиозным отношениям и установкам, углубление веры | Священник, прихожанин | Собор, храм | Алтарь, священная книга |
Образование | Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Учитель, ученик | Школа, колледж, учебник | Диплом, степень |
|
|