Основные институты общества исходные понятия

Соответственно четырем сферам общества выделяют четыре институ­та общества (иногда их насчитывают пять). Но в этом случае один инсти­тут — духовный — разбивается на два самостоятельных — на институт ре­лигии и институт образования (сюда же включается и наука), но при этом «за бортом» оказывается культура. Возникает вопрос: куда включать куль­туру и является ли она институтом? Мы будем опираться на подход, со­гласно которому существуют четыре фундаментальных института обще­ства, а четвертый — духовный — включает культуру, науку, религию и образование.

Термин «институт» имеет несколько смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализирован­ных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования). Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, про­изводство, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество. Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жиз­ненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основ­ных социальных института:

♦ потребности в воспроизводстве людей — институт семьи и брака;

♦ потребности в добывании средств существования — экономические институты, производство;

♦ потребности в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;

♦ потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче но­вых знаний, социализация подрастающего поколения, — духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру.

Таким образом, социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. В рамках институтов происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения людей, добываются средства существо­вания, наводится порядок в обществе и отправляются духовные ритуалы.

Институты возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что ниж­няя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей (поли­гамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т.д.). Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на 1—2 тыс. лет, то с образованием дело обстоит сложнее. В данный момент институт образования представлен совокупностью людей и соци­альных организаций. Совокупность школ, колледжей, вузов, курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что имеет отношение к педагогике, составляют социальный институт образо­вания.

Ученые дают еще одно определение социальному институту — как сово­купности общественных обычаев, определенных привычек поведения, об­раза мысли и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и «институт» (закрепление обыча­ев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «ин-ституционализация», обозначающее закрепление практики или области об­щественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого по­рядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, созда-

ние исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделе­ний, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебников и т.д.

По существу институционализация означает превращение размытого множества правил и норм, обычаев и практик, идей и замыслов, людей и зданий в упорядоченную систему, которую с полным основанием можно именовать социальной организацией.

Мы убеждаемся, что понятие «социальный институт» — не пустая абст­ракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих реше­ний и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мо­сты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материа­лизуется функционирование данного института. К примеру, государствен­ная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детских садов, школ, больниц и т.п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и осо­бые процедуры, или практики. Социальные институты — исторически сло­жившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регу­лируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетво­рение фундаментальных потребностей общества (табл. 1).

Таблица 1 Функции и структурные элементы основных институтов общества

Институты Функция Основные роли Физические характеристики Символы
Семейно-брачные Забота, выхажи­вание и воспита­ние детей Отец, мать, ребенок Дом, обстановка Кольца, обруче­ние, контракт
Экономические Добывание пищи, одежды, жилья Работодатель, наемный работ­ник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Политические Поддержание законов, правил и стандартов Законодатель, субъект права Общественные здания и места Флаг, гимн, кодекс, хартия
Религиозные Содействие рели­гиозным отноше­ниям и установ­кам, углубление веры Священник, прихожанин Собор, храм Алтарь, священная книга
Образование Социализация людей, приобще­ние к базисным ценностям и прак­тикам Учитель, ученик Школа, колледж, учебник Диплом, степень

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: