Политические режимы и формы правления

Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отно­шение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Существуют два главных типа политических режимов — демокра­тические и недемократические, каждый из который подразделяется на не­сколько видов. К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный за­конодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических ре­жимов выступает термин «парламентский режим». Республика — яркий при­мер. К недемократическим режимам надо относить такие формы правления. основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. В связи с этим другим наименованием для них служит

термин «авторитарные» (единоличные) формы правления. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсо­лютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталита­ризма. Монархия, хотя и форма единоличного правления, занимает проме­жуточное положение, поскольку очень часто власть монарха ограничивалась парламентом.

Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает закон­ную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, пар­ламент избирается населением по уста­новленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. В Англии он так и называется — парла­мент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в Рос­сии сегодня — Федеральное собрание, а прежде — Государственная дума. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного предста­вительства. Поскольку слово «парламент» происходит от французского гла­гола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — го­ворить, причем говорить на определенные темы, по строго заведенному рег­ламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется. Больше всех с речами в парламенте выступа­ют лидеры партий и фракций, а рядовые избранники народа — депутаты — участвуют в заседаниях парламента постоянных комиссий, например, в Рос­сии Комиссии по правам человека или в Комитете по экономическим воп­росам, и голосуют. Это главное орудие парламента — голосование по конк­ретным вопросам. Если законопроект набрал большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы.

Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с автори­тетом. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки у власти. Настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор не нуждается ни в каком уважении снизу. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов. Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие чер­ты. Прежде всего отсутствие политической оппозиции и свободы, разветв­ленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство и правящая политическая партия подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и универси­теты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии.

Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует и экономику.

Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. dictatura — неограниченная власть) понимается осуществление власти в

государстве недемократическими ме­тодами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, то при дик­татуре — без согласия народа и неред­ко против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются при диктатурах, доказы­вают, что власть здесь направлена про­тив интересов народа.

Форма правления — 1) форма орга­низации государственного управления, комплексный конституционно-пра­вовой институт; 2) структура и правовое положение высших органов госу­дарственной власти (глава государства, парламент, правительство), установ­ленный порядок взаимоотношений между ними; 3) организация власти, характеризуемая ее формальным источником. Главным, определяющим при­знаком формы правления является правовой статус главы государства: вы­борный и сменяемый — в республике, наследственный — в монархическом государстве. Для современных государств характерны две формы — монар­хия и республика. Монархия может быть абсолютная и конституционная; республиканская форма — президентская и парламентская. Форма правле­ния непосредственно зависит от политического режима как системы мето­дов и способов осуществления государственной власти.

В монархии формальным источником власти является одно лицо — ко­роль, царь, фараон и т.п., в республике по закону источником власти явля­ется большинство.

До сих пор в науке не утихают споры, как надо правильно классифициро­вать формы правления. Предлагают самые разные варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три ос­новных вида формы правления — монархию, аристократию, демократию (пра­вильные формы) и три их неправильные формы — тиранию, олигархию и ох­лократию. С того времени ничего принципиально нового научная мысль не придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде. Почему про­гресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономер­ность истории: она повторяется в главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной в соответствии с новыми условиями форме. Человечество подолгу примеряло к себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней и совершенствуя либо отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

В течение последних 5 тыс. лет человечество непрерывно совершенство­вало свое государственное творчество, пробуя разные варианты и по крупи­цам отбирая лучшее. Часто лучшим оказывалось давно забытое старое: изоб-

ретенную в V в. до н.э. античную демократию человечество забыло на 2500 лет. И только в XX в. в США вернулись к основным ее институтам, восста­новили ее главные принципы, и старая модель успешно заработала. Но это была уже совсем иная модель, с новыми людьми, новым народом, новым правительством и парламентом, новой атрибутикой власти и пр. Прежними остались принципы и дух демократии, понимаемой как безусловный диктат воли просвещенного народа.

Слово «демократия» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «кратос» — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят и о том, что при де­мократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жиз­ни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает имен­но народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. При де­мократии люди свободны в принятии решения, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое об­щество нельзя считать демократическим. К сожалению, в России и при царс­ком режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правле­нии постсоветских времен народ не распоряжался своей судьбой. Следователь­но, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.

Демократическое правительство — совокупность избранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который взимается с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справ­ляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране про­стые люди никак не влияют на то, куда направляются их налоги, не могут сократить государственный аппарат, то говорить о демократии нельзя.

Под республикой (от лат. respublica, букв. — общественное дело) понима­ется форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законо­дательная власть принадлежит выборному представительному органу (пар­ламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое на­чало), но его власть ограничивается законодательным органом — парламен­том, представляющим собой группу лучших и благородных граждан (арис­тократия), которых выбирает все или большинство народа (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В рес­публиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами. Классическим примером рес­публиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в

Европе. Римляне довели до совершенства систему правового порядка, кото­рый поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов. Римс­кую республику возглавляли высшие магистраты — два равноправных кон­сула, избиравшиеся на один год, и сенат (от лат. senex — старец, совет ста­рейшин) из 300, а затем 600 человек — представителей аристократических родов (патрициев). Сенат подготавливал проекты законов, утверждал зако­ны и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, объяв­лял войны и чрезвычайное положение, заключал мир. В случае чрезвычай­ных ситуаций сенат назначал диктатора.

В современном мире существуют три основные разновидности республи­ки: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Отличительными чертами парламентской республики являются образова­ние правительства на парламентской основе (обычно парламентским боль­шинством) и его формальная ответственность перед парламентом. В нашей стране правительство формирует Президент РФ, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с предложением Президента. Если тот на­стойчив, то сможет провести почти любую кандидатуру. Если парламент заупрямится, Президент может пригрозить его роспуском. Этого боятся обычно все депутаты", кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская.

Согласно официальным документам, нынешняя Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Глава госу­дарства — президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобще -го равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Прези­дент является также верховным главно­командующим Вооруженными Силами. Законодательный орган РФ (парла­мент) — Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполни­тельную власть осуществляет правител ь-ство во главе с председателем (премьер-министром), назначаемым Президен­том с согласия Государственной Думы.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что пре­зидент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главно­командующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосред­ственно народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов каби­нета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

По этим признакам у нас в стране — президентская республика. Кстати ска­зать, и в СССР был тот же тип правления. Действительно, Генеральный секре­тарь ЦК КПСС выступал главой государства и верховным главнокомандующим Вооруженных Сил, в отдельные периоды — и главой правительства. Но чаше всего пост главы правительства занимал другой человек, именовавшийся Председате­лем Президиума Верховного Совета СССР. Однако без санкции Генерального секретаря ЦК КПСС он не принимал сколько-нибудь важных решений. Реаль­ным правителем страны являлся все-таки генеральный секретарь ЦК КПСС,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: