Сущность и формы исторического знания

История — это наука о корнях современности, о прошлом человечества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях эволюции общества в конкретных проявлениях в пространственных и временных измерениях.

Изучающий историю должен понять объективные и субъективные факторы, их соотношения, причины того или иного события, сделать вывод. Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, т.е. независящими от воли людей, законам. Однако объектив. Факторы проявляются через субъект., а именно действия людей: это гос. аппарат, как система управления, соц. группы со своими интересами, матер. возможностями.

Т.о. — задача курса формирование исторического сознания которое есть часть общественного сознания и включает в себя: знание истории, обобщение истор. опыта, извлечение уроков истории, отношение к событиям как к историческим процессам, давать оценку фактам, убеждениям.

Предметом курса О. и. является российский исторический процесс с древнейших времён до современности. О. и. рассматривается в контексте мировой истории.

Специалист должен знать:

1. Иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии

2. Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

3. Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся. ценностного отношения. к историческому прошлому.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах. Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты. Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел. Пятая — прогностическая функция, которая заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Шестая — функция социальной памяти, которая заключается в том, что исторические знания позволяют человеку определить свое место в обществе. А общество свое место в истории

2. Историография – это специальная историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли и накопление исторических знаний. Процесс накопления исторических знаний в нашей стране прошел длительный путь, насчитывающий более 1000 лет. ДО научный этап -историческая наука ещё не возникла, в это время шел процесс накопления. Истории посвящаются богатырям. Былина – первая запись. Летопись – особые погодные записи. Летописи объединены в «повесть временных лет» автор – Нестер =1113г. все летописцы были священно служителями. Летопись – это не научное издание, там нет анализа, просто перечисление фактов. В 16 веке появились ханографы – описание всемирной истории. В 18 в начался второй этап «накопление исторических знаний». Хар: существованием исторической науки. Первые историки: Байер и Миллер. Был недостаток историков. Они были основателями норманнской теории. Ломоносов был основателен антинорманской теории. Татищев – основоположник российской истории. Он первый попытался систематизировать и выявить закономерности. В 19 веке формируется множество концепций и направлений; главные: 1) дворянско-монархическая (Карамзин). Признание морархии единственной возможной формой правления. Консервативное направление. 2) либеральное (Ключевский). 3) Марксическое (.Покровский). Ковальченко, Рыбаков, Тарле – выдающиеся историки. В 1988г – историки получили свободу творчества.

Первыми историками были: Байер и Миллер Они были основоположниками норманнской теории. Ломоносов был основоположником антинорманской теории. Татищ ев - основоположник российской истории. Он первый попытался систематизировать, выявить закономерности. В 19 столетии формируется множество концепция и направлений; главные: 1 - дворянско-монархическая (карамзин). Признание монархии единственной возможной формой правления(уонсервативное). 2- либеральное (Ключеский) 3- марксическое (покровский ). Так же выдающимися историками являются – К овальченко, Рыбаков, Тарле, Кавелин, Чичерин.

3. Основные этапы становления древнерусской государственности.

В VI-IX вв. Восточные славяне занимали огромную территорию Восточно-европейской равнины. Они объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра — древляне. По рекам Ока и Москва располагались вятичи, на запад от них жили кривичи, по реке Сожь — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне. Соседями на северо-западе были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в конце IX в.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решали на народных собраниях — вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных дань («полюдье»).

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень располагалась Славия. Ее центром был Новгород. Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое общество «Русь», включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением.

4. Начало эпохи Киевской Руси Экономическое развитие. а) Сельское хоззяйство. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. ространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приёмы домашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки.

В) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло

5. Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства.

Князь Владимир верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. Кроме этого, принятие Владимиром христианства было условием, выполнение которого позволило б Владимиру взять в жены сестру византийского императора принцессу Анну.

После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве было возведено самую большую церковь – Десятинную. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский.

Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчеркивала, что власть правителя дана Богом, сплотило разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Европы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства.

6. В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

7. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Борьба Руси против иноземных нашествий в 13 в. В 1206 г. образовалась монгольская империя во главе с Чингисханом. Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на Калке они были разбиты из-за несогласованности действий.

В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г. Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей.

Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье.

Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу, культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.) позднее перешли к Литве и Польше.

В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды. Русь под игом.

В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей.

В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась.

В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу.

Период монголо-татарского владычества на Руси продолжался около двух с половиной столетий, с 1238 по 1480 гг. В эту эпоху окончательно распалась Древняя Русь и началось формирование Московского государства.В начале XIII в. у монголов, издавна кочевавших в степях Центральной Азиии, происходит разложение родового строя, на смену которому приходят раннефеодальные отношения. Знать постепенно накапливает богатства. Важным источником обогащения становится военная добыча. Складывается сильное государство, которое возглавляет Чингис-хан. Первое вооруженное столкновение между русскими дружинами и монгольскими войсками произошло в 1223 г. на реке Калке. Против монгол выступили объединенные силы русских и половцев. В походе участвовали многие князья, кроме сильнейшего в ту пору Юрия Всеволодовича Владимирского. Однако отсутствие единого командования, амбиции русских князей, несогласованность в организации военных действий, измена половцев в ходе сражения привели к поражению русских дружин, во главе с киевским князем Мстиславом Романовичем. Погибло шесть русских князей, погиб каждый десятый воин. Русские князья потеряли до 90 % профессиональных дружин. Такого поражения Русь не знала за все прошлые годы своей истории. Однако монголы не воспользовались этой победой для дальнейшего продвижения на территорию Руси - они повернули на восток и ушли в заволжские степи. Таким образом, русский народ получил исторический шанс сплотиться, объединить усилия перед грядущей опасностью, нависшей над страной. Однако царившая на Руси феодальная раздробленность, нежелание князей поступиться своими интересами ради общих, помешали объединению. В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских феодалов было принято решение о походе монголов на Запад, в Европу. Поход возглавил хан Батый, внук Чингисхана. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси, составляла, по арабским источникам от 20 до 300 тыс. человек (по другим подсчетам она не превышала 120-140 тыс. человек). Северная и Южная Русь могли выставить вместе около 100 тыс. воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным монгольским силам.

Первым подверглось нападению Рязанское княжество. Это произошло в 1237 г. Владимирский князь Юрий Всеволодович не оказал помощи рязанцам. Несмотря на героическое сопротивление, Рязанская земля была полностью опустошена. Затем Батый двинулся на Владимир, разорил Коломну и Москву, взял Владимир. 4 марта 1238 г. на реке Сити состоялось сражение основных сил Северо-Восточной Руси, возглавляемых князем Юрием, с монголо-татарами. В этой битве русское войско было уничтожено, владимирский князь Юрий Всеволодович убит, а Батый двинулся на Новгород. Однако не дойдя 100 верст до него, в районе Торжка монголы повернули на юг. По дороге они взяли Курск и Козельск. В 1239 г. полчища монголов вторглись в земли Южной Руси. Они взяли и сожгли Переславль, Чернигов и другие населенные пункты. 6 декабря 1240 г. после упорного сопротивления пал Киев. В декабре - январе 1240-1241 гг. были захвачены практически все города Южной Руси. К 1240 г. большая часть территории некогда великого государства Древней Руси оказалась под властью монгол. После этого Батый "огнем и мечом" прошел по территории европейских государств: Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Летом 1242 г. он вышел к границам северной Италии, однако поход не продолжил и вернулся в степи. В 1242-1243 гг. Батый в низовьях Волги создал государство Золотая Орда. Что же произошло в целом с русскими княжествами? Номинально они сохранили свою независимость, хотя по предложению ряда князей хан Батый был провозглашен русским царем. Каждый князь обязан был получить разрешение на власть от монгольского хана, так называемый "ярлык". Деятельность каждого князя во вверенной ему земле контролировалась ставленниками монгольского хана - "баскаками". Покоренные русские княжества и земли обязаны были выплачивать ежегодный "выход" - дань монголам, а также нести другие многочисленные повинности. За отказ исполнять требуемое: смерть или рабство. Была проведена перепись населения. Монголы угоняли в Каракорум лучших мастеров. Основным методом управления, также как в собственной империи Чингизидов, являлся террор, особенно на раннем этапе оккупационного режима. Относительно легкое завоевание Руси монголо-татарами объясняется раздробленностью и разобщенностью русских княжеств, а также превосходством боевого искусства монголов.По масштабам разрушения монгольское завоевание отличалось от бесконечных междоусобных войн русских князей и набегов кочевников лишь тем, что оно было осуществлено одновременно по всей стране. В течение 35 лет после 1238 г. Владимирская Русь не только не подвергалась крупным татарским нашествиям, но там не происходило и междоусобных войн. Этих 35 лет оказалось достаточно для восстановления хозяйства. Сходное положение существовало и в Южной Руси.

Русь не вошла с состав Золотой Орды, но практически на всей ее территории установилась система татарского владычества. Население было обложено тяжелой данью, которую первоначально собирали баскаки. Постоянной угрозой стали татарские набеги, сопровождавшиеся опустошениями и уводом населения. Татары жестоко подавляли восстания, вспыхивавшие в 1227 г. в Твери, в 1262 г. в Ростове, Ярославле, Суздале. Русские князья были обязаны ездить в Орду для получения ярлыка на право княжения. Ханы умело использовали выдачу ярлыков для усиления распрей между князьями. В конце XIII в. институт баскачества практически прекратил свое существование. С этого времени единственным средством влияния была выдача ярлыков на княжение и оказание военной поддержки тем или иным князьям в междоусобной войне. Итак, следствием монгольского завоевания были: установление 240-летнего ига; задержка экономического, политического и культурного развития Руси на 250 лет; ослабление, даже разрыв экономических и политических связей Руси с Западом, из-за чего наметилось отставание Руси от Западной Европы, особенно проявившееся в будущем; углубление феодальных противоречий в стране; раскол древнерусской народностиВ то же время международное значение героического сопротивления Руси монголам было колоссальным. Ослабленные этим сопротивлением, монголы не могли поработить Центральную и Западную Европу.

8. Особенности образования Российского государства. Российское Централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533).

Иван III. Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В то же время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III— одна и ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул «Государь всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношений нашего государства стали использован термин «Россия». Русская церковь в конце XV — начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии — Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей э ой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

9. Сословная система организации общества в России (15-17в)

В 15 в. продолжается формирование феодального землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постепенно превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появилась еще одна форма феодального владения – поместье. Поместье считалось временной собственностью владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не могло переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак существовали и вотчины и поместья. Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Появилась должность казначея, который ведал казной князя и сношениями с иностранными гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления);

2)сословность. В отличие от западноевроп. стран на Руси сословия создавались самим гос-вом. Главные сословия: Военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содержали сами себя и своих людей; у них право владеть землей и крестьянами). Городское (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну). Крестьянство (тягловое сословие и в пользу государства и в пользу помещика). Создалось служилое государство, где все люди должны служить князю. Сословие появляются тогда, когда их статус получит закрепление в законодательном порядке. Складываются придворные чины: 1) веденый боярин (окольничий); 2)дворецкий; 3)казначей; 4)думные бояре; 5)думные дьяки. Постепенно роль Думы снижается и из Думы выделилась Ближняя Дума (Совет приближенных) и общее собрание. Вплоть до сер. 16 в. на Руси сущ. только 2 общегосударственного. ведомства: Дворец и Казна. Во главе дворца стоял дворецкий, кот упр. личными землями великого князя. В казне хранились деньги и драгоценности, а также гос. печать и великокняжеский архив. Территория страны разделилась на уезды. Те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Сущ. система кормлений. Местничество – порядок служебных отношений, который сложился м/у родословными фамилиями в Моск. гос-ве в 15-16 вв. Местничество ставило служебные отношения. бояр в зависимость от службы их предков. Должностное положение каждого было предопределено. Все знатные фамилии располагались по иерархической лестнице. Наверху стояли Рюриковичи. Исходя из этого великие князья при назначении бояр на должности должны были руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц. Все назначения записывались в особые разрядные книги. Это было выгодно и боярам и князю. Система гос. власти: Великий князь (отдельно митрополит) - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы управления) – местное управление (кормленщики) – волостели в волостях и наместники в городах. Сословно-представительская монархия являлась переходной формой к абсолютной монархии. 14-16 вв. – представительская монархия. Главные процессы: ликвидируются различия между дворянами и боярами; борьба между церковью и гос. за приоритетное влияние; процесс закрепощения крестьян.

10. Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. В 1547 же в Москве произошло восстание против Глинских, родичей царя, притеснявших народ. Оно дало толчок серии реформ — налоговой, военной (среди прочего создано стрелецкое войско), созданию приказов (будущих министерств), проведенных Избранной радой — кругом приближенных царя (А. М. Курбский, А. Ф. Адашев, Сильвестр). Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор — съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы укрепили централизованное государство.

В начале 1560-х гг. усилились трения царя с боярами. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Погиб даже двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, обвиняя горожан в измене. Погибли тысячи невинных людей. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571 г. крымцы сожгли Москву. В1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжались. В 1581 г. в припадке гнева Иван убил сына.

В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил переходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в России и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дееспособных наследников обусловило Смуту в начале XVII в.

11.Смута в России В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой.

В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова(окончание смуты). В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.

12. Начало формирования абсолютизма во II половине XVII века. С 1613-45 правил Романов. М.Ф. первые годы его правления прошли в тесном сотрудничестве власти и населения в лице Земского собора, который работал практически без перерыва. Патриархом становится Филарет (отец Романова). Власть – становится сословно-представительной. С 1645-76 – правил Алексей Михайлович. В годы его правления уже проявляются тенденции на абсолютизм. В середине 17в Царская власть ограничивалась боярской думой, церковью, традициями и обычаями. Царь не имел опоры среди какого-либо сословия и поэтому опирался на Земский собор, местное самоуправление. То во второй половине 17в происходит освобождение от ограничивающих факторов. Во 2 пол 17в пополняется боярская дума представителями дворянства. В Боярской думе выделяется «ближняя» - с которой царь решал самые важные вопросы. 1682г – отмена местничества. Во 2 пол 17в происходит укрепление чиновничества и расцвет приказной системы, число приказов выросло до 80а чиновников до 4000. Бюрократия – основа самодержавия. 1683- последний Земский собор. Происходит постепенная замена выборных старост (земских и губных) назначаемыми из Москвы воеводами. В 17в процесс секуляризации в дух сфере переносится и в политическую.

13. Церк. Раскол: Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

14. Реформы Петра I: Петр I создал систему органов управления: 1. Организация Сената (вместо боярской думы) – высшего законодательного органа страны, следящего за финансовой деятельностью и контролирующий деятельность администрации, также исполняющий судебные функции. 2. Создание коллегий (12). Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью. 13-й коллегией стала синод-коллегия по церковным делам. Таким образом церковь потеряла автономию и стала государственным учреждением. 3. Страна была поделена на 8 губерний, а губернии на волости.

Сословная реформа:1. Образование сословия дворянство, пользующегося исключительными привилегиями. Принцип знатности заменен принципом выслуги и закреплен в табеле о рангах (1722). Петр усилил дворянство за счет выходцев из простого народа, введена обязательная служба для дворян, издан указ о передачи земель дворян по наследству. 2. Слияние крестьян и холопов в единое сословие. Введение паспортной системы, усилено крепостное право. Положено начало массовому возврату беглых крестьян владельцам.

Экономические реформы: 1. Рост крупной мануфактурной промышленности: металлургия, металлообработка, судостроение, текстильная, оружейная и др. (более 200). 2. Рост внешнего и внутреннего рынка, перемещение центра внешней торговли на Балтику, введение государственной монополии на ряд товаров.

Военная реформа:1. Реорганизация стрелецкого войска, создание мощной регулярной армии на основе рекрутских наборов (служба рекрутов в России была пожизненной), создание первого военного устава. 2. Создание на Дону и Балтике впервые в истории России военно-морского флота.

Реформы в области культуры и быта, главная цель – европеизация быта и культуры: 1. Создание системы светской школы (математическая и навигационная, медицинская, инженерная…). Первая светская школа была открыта 1701 – «Школа металлургических и навигационных наук». 2. Развитие книгопечатания и возникновение периодической печати на России. С 1703 года выходит первая газета «Ведомости». 3. Развитие науки. Создание и открытие в Петербурге академии (1721). 4. Запрет на ношение бород и долгополой одежды. 5. Принудительное обучение для детей дворян. 6. Введение нового летосчисления (новый год с 1-го января).

Итоги реформ Петра: 1. Уменьшилось отставание России от Европейских стран, Россия стала мощной Европейской державой, возрос ее международный авторитет. 2. Государственная реформа привела к созданию централизованной системы органов управления и укрепила абсолютную монархию. 3. Россия стала морской державой и укрепилась на берегах Балтийского моря с 1721 (Ништадтский мир). 4. Появляется регулярная армия и флот. 5. Россия совершила мощный экономический скачок, ускорилось развитие промышленности и торговли.

6. Огромный шаг вперед сделала культура и посвящение.

15. Екатерина 2 (Е-2)

-попытка внедрения идей франц просветителей

-занималась просвещением людей

-форма государственного устройства – абсолютная монархия, поэтому просвещенный абсолютизм

Цели реформ: 1.легитимизировать власть 2.совершенствование законодательства

Экономика: 1.отмена политики протекционизма 2.меняется акцент политики меркантилизма 3.ослабление гос контроля над частно-предпринимательской деятельностью 4.развитие банковского дела 5.отмена откупов и монополий на тот или иной вид продукции 6.шоссейные и грунтовые дороги 7.появление ассигнаций 9.расширяются виды мануфактур

Цели внешней политики: 1.укрепление южных границ 2.повышение авторитета России 3.выход к черному морю 4.укрепление самодержавной власти 5.укрепление западных границ 6.укрепление позиций России в Польше

Просвещенный абсолютизм, который утвердился при Е-2, означал правление образованного, просвещенного монарха. Е-2 большое значение придавала законам, издавая их по 12 штук в месяц. Вместо соборного уложения созвала уложенную комиссию (половина - дворяне), которая должна была составить новый свод законов. Руководящий документ назывался "наказ", в нем излагалась идея о том, что России необходима самодержавная власть. В экономике была проведена секуляризация (обращение гос-вом церковной собственности в светскую), начался выпуск бумажных денег, Россия сделала первый заем.

Е-2 освободила дворян от обязательной службы, податей, телесных наказаний. Имения являлись полной собственностью помещика, дворяне могли судиться только с равными себе. Им было присвоено звание: "благородное сословие"

16. Эволюция форм собственности на землю.

В удельное время, в тот период, когда еще совершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в княжествах был очень неопределенным. Население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности, «текучести» всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно, не отчитываясь князю и без его позволения. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору (это были их бояре и слуги вольные), или же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине киевского периода. С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть подчиненных княжескому дворскому или дворецкому) составлялся особый, средний разряд княжеских людей - не холопов, но и не вполне свободных. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, - или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя все свои земли, если это были слуги вольные.
Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или «крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины или «миры». Князь знал, что в какой-либо его волости жили крестьяне. Он приказывал там счесть количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад, «тягло» и поручал самим же крестьянам в известные сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать через выборных старост. И так шло из года в год, дотех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль крестьянских дворов в данной волости) снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа. Такой же свободой перехода крестьяне пользовались и на частных боярских землях. Они брали землю в аренду по договору «порядной», где определяли свои обязанности перед боярином, уходя от него, они известным порядком «отказывались» от земли.
Итак, крестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем, его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому.

Развитие крепостного права происходило в три этапа, рамки которых

можно ограничить следующими документами:

1. Судебник 1497 года, установивший в ст.57 «правило Юрьева дня»; 2. Судебник 1550 года, во время действия которого введены

«заповедные лета»; 3. Соборное Уложение 1649 года, отменявшее «урочные лета» и устанавливающее «бессрочность сыска».

Прикрепление развивалось двумя путями – внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV веке существовало две основные категории крестьян – старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности. Вторые, как вновь прибывши, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

1). Судебником 1497 года при царе Иване III впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (25 ноября) после окончания полевых работ.

2) Население страны было обязано нести тягло-комплекс натуральных и денежных повинностей. Установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. Вместе с тем происходило сокращение холопства(свободных).

3) Важнейшим разделом Соборного Уложения была глава «суд о крестьянах». Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. то означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносотенных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. «Соборное Уложение» было принято, прежде всего, в интересах дворянства и верхушки посада, учитывало интересы боярства и духовенства.

17. Реформы первой половины 19-го века:

Как правило 19 век считается временем развития капитализма и так же оформление либерально промышленной западной цивилизации. Именуется временем утверждения индустриального общества.

В это время история России более связана с западной Европой.

Особенность России состояло в том. что инициализатором реформ всегда выступали Монархи. Монархи как правило находили людей способных реализовать их идеи и разделяли их соответствующими деятельностями.

Монархи были не готовы к обновлению системы и в реформах видели только спасителей устаревшей системы.

Александр первый вступил на путь правления 11-12 марта в ночь 1801 года. В эту ночь был убит его отец Павел Первый. Александр знал о заговоре против своего отца. Так как отношения между Александром и Павлом были ужасные отношения Александр I не препятствовал этому.

Первым делом после вступления на трон Александр:

• Отменяет все указы Павла которые больше всего проявляли недовольство среди Российской элиты да в последствии и прочего населения.

• В 1785 году были подтверждены все положения в грамоте.

• Были восстановлены отношения с Англией.

• Отменяет деятельность тайной политической полиции.

Впоследствии окружение царя носят именования как:

• Непременный совет (вошли вельможи с времени правления Екатерины)

• Не гласный комитет: (вошли друзья Александра молодое показание)

В свое время Екатерина пригласила в Москву швейцарского философа Лагарпа. Лагарп обучал (поправлял) Александра многие детские годы. Когда Александр взошел на престол к нему приехал Лагарп. Они провели исследование на предмет готовности страны к реформам и введении конституции. В последствии против реформ выступает большая часть дворянства. Лагарп советует не спешить с реформами и не отменять самодержавие, а наоборот использовать его авторитет для проведения частичных преобразований.

• Усовершенствование государственного управления.

• Была начата реформа образования. Цель - что бы в дальнейшим опереться на образованную молодежь.

Была начата реформа государственного управления:

• Началась замена коллегий министерства.

• Был создан комитет министров.

• 1810 г. был создан государственный совет.

Россия сделала новый шаг в бюрократизации системы управления и подчинения ее императору.

1803 г. был создан указ о вольных хлебопашцах.

Помещик имел право освобождать крестьян с землей но за выкуп.

В следствии чего 47 000 чел. получили свободу, 0.5% среди населения всех крепостных в России.

Почему так мало причина:

• Указ носил рекомендательный характер.

• У большинства крестьян денег на выкуп не было.

• Большая часть из них не была готова стать самостоятельными.

• Далеко не все крестьяне хотели и понимали самостоятельность.

Наиболее успешной была реформа в области образования

была построена бессословное преобразование,

бесплатное преемственность учебных программ,

было создано министерство просвещения,

страну поделили на 6 округов 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии, университет.

1802 г. Институт ДРПГ, затем университеты в Харькове, Казани, в 1819 г. в Петербурге.

в 1805 г. Лицей в царском силе, Ярославле. Младшие братья Александра: Николай и Михаил обучались в царском лицеи.

В 1805-1807 г. Россия принимает участие в анти Наполеонских войнах. Проигран Тельзитский мир из-за огромного ущерба в экономике купцы были недовольны.

Но тем не менее Император от реформ не отказался. Сперанский подготовил проект государственного преобразования, введение к положению государственных законов.

Принцип разделения властей: независимость судебной власти от административной и ответственность исполнительной власти перед законодательной. Все вопросы данного характера решаются только в суде.

Двух палатный парламент поделен:

• В верхней - государственный совет назначался императором.

• В нижней - дума избиралась.

В 1809 г. проект был представлен Александром первым.

В 1810 г. был создан государственный совет. К сентябрю должна была избираться государственная дума.

Проект привел к формированию оппозиции в окружении императора.

Карамзин прислал Александру письмо о старой и новой России. И объявил Сперанского французским шпионом.

В начале 1815 г. Сперанский был сослан.

В 1818 г. весной Александр заявил, что в ближайшее время самодержавие будет ограничено во всей России, Новосельцев подготовил проект конституции.

В 1820 году Александр издал манифест в котором Россия будет дарована конституция.

Александр ощущал то давление оказанное ближайшим окружением.

В 1816-1819 году крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях.

Проект Аракчеева заключался в выкупе помещиков государством крестьян. 1 душа муж стоила 100р. Этот процесс бы мог растянутся на 200 лет.

Отмена крепостного права началась в ведении военных поселений (армия должна была кормить сама себя).

18. 1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: