Средневековье — не лучшее время для развития науки вообще и социальных наук в особенности. Весь мир рассматривался тогда как творение Бога и сфера проявления его воли.
Общество не было исключением, напротив, ему повезло удостоиться особого внимания и контроля со стороны Творца.
Мировоззрение средневековых европейцев определяла христианская религия. Следовательно, знание об обществе носило религиозный характер. Это был христианский взгляд на человека и историю.
Задачи перед средневековыми религиозными мыслителями стояли как теоретические, так и практические. Теоретически важно было создать христианскую концепцию социальных процессов, практически — обосновать верховенство духовной власти над светской.
Обществознание Средних веков характеризовалось теоцентризмом и провиденциализмом.
Теоцентризм предполагал переплетение потустороннего и посюстороннего, небесного и земного при безусловном приоритете небесного, божественного. Провиденциализм означал особое восприятие земной жизни, истории человечества, когда все происходящее в ней рассматривалось как предвиденное и предустановленное Богом.
|
|
Одно из первых развернутых христианских учений об обществе и человеке принадлежит Аврелию Августину (354—430).
Человека Августин рассматривал как существо, сотворенное Богом по своему образу и подобию, но отпавшее от Бога в силу греха. Грех вверг человека в рабство и зло. Человек может спастись (обрести блаженное бессмертие) не благими делами, а благодатью Божьей.
Исторический процесс в концепции Августина предстает как история человека, возвращающегося к Богу. Путь его лежит через бедствия. Это и есть история, по сути, расплата человека за грех Адама.
История воспринимается линейно и ограниченно, как имеющая начало и конец. Началом истории Августин считает сотворение человека. Концом — Страшный суд, когда праведники будут отделены т грешников, первые станут блаженствовать в раю, а вторые — страдать в аду. Саму историю, лежащую между началом и концом, Августин разделил на шесть эпох. Пять первых периодов связываются
Ветхим Заветом, а шестой, последний, который и должен закончиться Страшным судом, начинается с пришествия Христа.
В социальной реальности Августин разделял Град Земной и Град Божий. Град Земной — это мир, созданный любовью людей к себе, - е. мир, построенный на эгоизме, наш обычный мир. Град Божий,
существующий с Градом Земным, основан на любви к Богу. Этот Рад составляют люди, которых Бог установил спасти. Праведник, предназначен-ный к спасению, совсем не обязательно должен быть богат и процветать в этом мире, напротив, он может быть странником, пилигримом, но именно ему уготована жизнь вечная.
|
|
Из приоритета Града Божьего, выраженного в церкви, перед Градом Земным, представленным мирскими правителями, вытекает верховенство власти церковной по отношению к светской.
Взгляды Августина оказали большое влияние на развитие религиозной философии.
Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) по праву считается систематизатором средневековой религиозной философии. В егб разностороннем учении проблемы человека и общества также не обойдены вниманием.
Фома выступал сторонником незыблемости социальной иерархии. Наилучшей формой социального устройства он считал монархию, но не тиранию. Власть добродетельного монарха в государстве должна быть отражением власти Бога в мире. Государь должен заботиться о благе подданных, но высшее их благо — достижеш^ небесного блаженства. А это уже — задача церкви. Вот почему власть церковную Фома ставил выше светской.
Фома Аквинский разработал своеобразное правовое учение. И^ было выделено четыре типа законов: вечный закон (план Бога, Провидение), естественный закон и человеческий закон. Выше их всех он ставил Божественный закон. При этом естественный закон раЫ сматривался как вытекающий из рациональной (разумной) природы человека. Он занимал промежуточное положение между волей Бога, выраженной в вечном законе, и человеческими законами (обычньн ми правовыми системами). Суть естественного закона — «делай добн ро и избегай зла». В частности, этот закон предписывал жить в со-] обществе, в мире и сотрудничестве с другими людьми, ибо это бла-1 го для человека.
Человеческий закон не мог противоречить Божественному. Ее ли он нарушал Божественный закон, то такому человеческому закону можно было не подчиняться.
Итак, в Средневековье складывается система религиозных взглядов на человека, общество и историю. Социальная реальность рас сматривается как сотворенная и управляемая Богом, исто-] рия — сфера действия Божественного Провидения. Практически^ вопросы решались с точки зрения приоритета церкви и духовной власти перед светской властью, а закона религиозного, Божественн ного - - перед светским законом.
Контрольные вопросы:
1. Какова основная черта средневекового обществознания?
2. В чем суть взглядов Аврелия Августина на общество и историю?
3. Каковы основные положения социального учения Фомы Аквин-ского?