Влияние малых глубин на характеристики движения судов проявляются при движении судов в прибрежных водах, на подходных участках портов и при плавании в порты, расположенные в устьях рек.
Мелководье — акватория с глубинами, которые оказывают влияние на судно, движущееся с определенной скоростью.
Влияние мелководья проявляется в следующем:
- увеличение волнового и вязкостного сопротивления и, как следствие, потеря скорости;
- изменение посадки судна: появляется проседание и изменяется ходовой дифферент;
Кроме того, влияние малых глубин на судно проявляется через:
- изменение параметров управляемости; возрастают присоединенные массы жидкости, влияющие на инерционные качества и управляемость;
- взаимодействие с другими объектами: стенкой канала, отличительными глубинами или идущими на малом расстояния встречные судами;
- изменение условий работы движителей;
- изменение параметров качки.
В своей работе «Ship Design and Performance for Masters and Mates» C. B. Barrass предлагает следующие две формулы для определения проседания судна на мелководье:
|
|
- расчет проседания на открытой акватории при отношениях H/T =1,1-1,4 производится по следующей формуле:
;
где Сb – коэффициент общей полноты судна;
V – скорость судна, узл;
H – глубина, м;
T – действующая осадка, м.
- расчет проседания при плавании в стесненных водах (каналы, реки и т.д.) производится по следующей формуле:
;
Для полнообводных судов (крупнотоннажные танкера, балкеры) с коэффициентом общей полноты более 0,700 максимальное проседание происходит в районе носовой оконечности судна, а для узкообводных судов (пассажирские суда, контейнеровозы) с коэффициентом общей полноты менее 0,700 максимальное проседание происходит в районе кормовой оконечности.
При плавании в условиях мелководья наибольший интерес вызывают следующие вопросы:
1. Какого значение проседания для полнообводного судна в районе носовой оконечности, а для узкообводного судна в районе кормовой оконечности?
2. Какого проседание для судна в районе противоположной оконечности?
3. Какого среднее значение проседания?
4. Какого значение динамического дифферента для данной скорости судна с учетом проседаний носовой и кормовой оконечностей?
Расчет производим в следующем порядке:
1. Находим значение проседания на открытой акватории при отношениях H/T =1,1-1,4 по следующей формуле:
;
где Сb – коэффициент общей полноты судна;
V – скорость судна, узл;
H – глубина, м;
T – действующая осадка, м.
2. Находим значение проседания в районе оконечности, противоположной той, в районе которой значение проседания максимально, по формуле:
|
|
, м;
где K прот. окон. – поправочный коэффициент;
;
где Сb – коэффициент общей полноты судна;
3. Находим значение среднего проседания по формуле:
, м;
где K средн. – поправочный коэффициент;
;
где Сb – коэффициент общей полноты судна;
4. Находим значение динамического дифферента по формуле:
,м;
где K дин.дифферент – поправочный коэффициент;
;
где Сb – коэффициент общей полноты судна;