О трактате Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи»

Исходный тезис Лессинга состоит в том, что всякое искус­ство - подражание действительности. Идея эта унаследована от античной эстетики вместе с термином «мимесис». Другой принципиальный момент трактата - обращение к материалу поэзии и «живописи» (под которой подразумевает изобрази­тельное искусство вообще и в большей степени скульптуру).

Этот материал Лессинг впервые называет «знаками» и прихо­дит к выводу, что у поэзии и живописи знаки разные по приро­де и по-разному располагаются в действительности. Третий важный постулат связан с проблемой предмета изображения. Он делает вывод о том, что предмет живописи - тела с их ви­димыми свойствами, а предмет поэзии - «действия».

Автор не отрицает того, что все виды искусства сходны по своему назначению - они ориентированы на воспроизведение человеческой жизни. Но все же между видами искусства на­блюдаются существенные различия, которые и не позволяют заменить один вид искусства другим.

Лессинг видит принципиальные различия двух групп видов искусства - пространственные и временные - и последовательно проводит различия между ними:

а) по предмету изображе­ния,

б) по характеру художественного обобщения,

в) по действию внутренних, имманентно присущих данному виду искусства законам,

г) по средствам изображения.

- Предмет изображения в живописи - тела, расположенные в пространстве. Длительность (расположение во времени) живописные искусства изображают лишь косвенно: по­средством взаиморасположения и конфигурации тел. Поэтому скульптор и живописец должен очень тщательно, по мнению Лессинга, выбрать для изображения момент. Тот, который в свернутом виде содержит в себе прошлое и позволяет предугадать будущее.

Предмет изображения в поэзии - действия, движения, поступки, разворачивающиеся во времени.

- По характеру художественного обобщения поэзия тяготеет к большей индивидуализации образов, а живопись - к обобщенности.

- Обращаясь к внутренним законам существования видов искусств, Лессинг поднял вопрос о соотношении правды и красоты в искусстве. Он приходит к выводу, что поэт должен вовсе отказаться от изображения телесной красоты, так как он в состоянии показывать ее элементы лишь один за другим (последовательно, во времени), а это - прерогатива живописи.

Лессинг считал, что материальную (телесную) красоту поэт в состоянии воплотить двумя способами. Во-первых, передать эмоциональный отклик, который вызывает у автора (или героев) красота: восторг, влечение, лю­бовь, удовольствие и пр.; во-вторых, превратить красоту в грацию (подразумевая под грацией красоту в движении).

Живопись же, по мнению Лессинга, в большей степени, нежели поэзия, способна передать яркость и красочность видимого мира.

Живопись пользуется материальными средствами изображения (краски, мрамор и пр.), а поэзия - условными, нематериальными (слова, членораздельные звуки). В своем трактате Лессинг использует примеры планов. Во-первых, он сравнивает скульптуру Лаокоона и его сыновей, терзаемых змеями с описанием того же события в «Энеиде» Вергилия. Другой ряд примеров связан с «живописными» описаниями у Гомера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: