Исходный тезис Лессинга состоит в том, что всякое искусство - подражание действительности. Идея эта унаследована от античной эстетики вместе с термином «мимесис». Другой принципиальный момент трактата - обращение к материалу поэзии и «живописи» (под которой подразумевает изобразительное искусство вообще и в большей степени скульптуру).
Этот материал Лессинг впервые называет «знаками» и приходит к выводу, что у поэзии и живописи знаки разные по природе и по-разному располагаются в действительности. Третий важный постулат связан с проблемой предмета изображения. Он делает вывод о том, что предмет живописи - тела с их видимыми свойствами, а предмет поэзии - «действия».
Автор не отрицает того, что все виды искусства сходны по своему назначению - они ориентированы на воспроизведение человеческой жизни. Но все же между видами искусства наблюдаются существенные различия, которые и не позволяют заменить один вид искусства другим.
Лессинг видит принципиальные различия двух групп видов искусства - пространственные и временные - и последовательно проводит различия между ними:
|
|
а) по предмету изображения,
б) по характеру художественного обобщения,
в) по действию внутренних, имманентно присущих данному виду искусства законам,
г) по средствам изображения.
- Предмет изображения в живописи - тела, расположенные в пространстве. Длительность (расположение во времени) живописные искусства изображают лишь косвенно: посредством взаиморасположения и конфигурации тел. Поэтому скульптор и живописец должен очень тщательно, по мнению Лессинга, выбрать для изображения момент. Тот, который в свернутом виде содержит в себе прошлое и позволяет предугадать будущее.
Предмет изображения в поэзии - действия, движения, поступки, разворачивающиеся во времени.
- По характеру художественного обобщения поэзия тяготеет к большей индивидуализации образов, а живопись - к обобщенности.
- Обращаясь к внутренним законам существования видов искусств, Лессинг поднял вопрос о соотношении правды и красоты в искусстве. Он приходит к выводу, что поэт должен вовсе отказаться от изображения телесной красоты, так как он в состоянии показывать ее элементы лишь один за другим (последовательно, во времени), а это - прерогатива живописи.
Лессинг считал, что материальную (телесную) красоту поэт в состоянии воплотить двумя способами. Во-первых, передать эмоциональный отклик, который вызывает у автора (или героев) красота: восторг, влечение, любовь, удовольствие и пр.; во-вторых, превратить красоту в грацию (подразумевая под грацией красоту в движении).
|
|
Живопись же, по мнению Лессинга, в большей степени, нежели поэзия, способна передать яркость и красочность видимого мира.
- Живопись пользуется материальными средствами изображения (краски, мрамор и пр.), а поэзия - условными, нематериальными (слова, членораздельные звуки). В своем трактате Лессинг использует примеры планов. Во-первых, он сравнивает скульптуру Лаокоона и его сыновей, терзаемых змеями с описанием того же события в «Энеиде» Вергилия. Другой ряд примеров связан с «живописными» описаниями у Гомера.