В 2050 г. до н.э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжившая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.
Однако столетия, отделяющие блестящую эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей - все это создало почву для развития индивидуализма. До нас
дошло поучение Аменемхета I, написанное им в загробном мире, своему сыну Се-нусерту I: «Берегись подданных... не приближайся к ним и не оставайся один.
Не доверяй брату, не знай друга, да не будет у тебя доверенного, ибо это бессмысленно. Когда ты спишь, то охраняй сам свое сердце, ибо в день несчастья не имеет человек поддержки».
Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только вельможная знать, погребенная в мастаба, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы -каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире, вплоть до указания количества зерна и пива, причитающегося на день. Больше не было необходимости в периодическом чтении заупокойных магических текстов кем-то из живых: текст сам по себе гарантировал умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.
Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, что обусловливалось политическими соображениями, ибо, несмотря на объединение Египта под эгидой Фив, борьба между номархами периодически возобновлялась. Поэтому фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонтные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Пирамида была полой, держалась за счет нескольких несущих стен, промежутки между которыми заполнялись строительными отходами, а сверху облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шел крытый переход к храму в долине.
Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис), примыкавший к пирамиде, сложенной из кирпича. Храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Происхождение названия связывали с тронным именем Аменемхета Нимаатр, в греческой транскрипции читающимся как Лабир.
Лабиринт, по описанию греческого историка Геродота, представлял собой низкое сооружение, занимавшее площадь в 72 тыс. кв. м и обнесенное стеной с шестью симметрично расположенными воротами на южной и северной сторонах. Он включал многочисленные колонные (гипостильные) залы и дворы, галереи и подземные помещения, множество потайных переходов. Гигантские гипостильные залы делились рядами колонн на нефы1, из которых центральный обязательно был выше боковых и освещался через оконные проемы в верхней части стен.
Колонны были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Самыми распространенными являлись колонны, имитирующие связку стеблей папируса, и колонны с растительной капителью2,
1Неф - вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн. гКапителъ - венчающая часть колонны или столба.
изображающей цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшались цветным орнаментом и позолотой. Между капителью в форме нежного распустившегося бутона и тяжелым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту - абак, незаметную снизу, в результате чего казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звездами, парит, не касаясь свободно растущих колонн-цветов.
Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с растительной капителью появилась новая форма колонны с каннелированным1 стволом и трапециевидной капителью, а также повсеместно возводились колонны с гладкими стволами и «хаторическими» капителями, украшенными рельефным изображением головы богини Хатор.
Заупокойный храм богато декорировался росписями с изображениями людей, животных, птиц.
В этот период художники особенно широко отображали в росписях природу нильских зарослей, которую ежедневно наблюдали, хорошо знали и любили. Это различные птицы в гнездах, рыбы в нильских водах, мелкие хищники, охотящиеся среди папирусов.
Наряду с такими пирамидами, которые были внешне точным воспроизведением усыпальниц царей Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница родоначальника фараонов-фиванцев царя XI династии Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и 32 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком2; по центру пандус3 вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Ее основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходом в колонный зал и святилище, вырубленные в скале. Гробница фараона помещалась непосредственно под колонным залом.
Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период. Фараонам XII династии так и не удалось прочно объединить страну. Социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. гиксосов4 положили конец Среднему царству.