Романская культура

В истории континентальной Европы X век был веком разрухи и буквально апо­калиптических бедствий: войн, голода, эпидемий.

Еще с середины IX столетия началось вторжение норманнов, двигавшихся мор­ским путем из Скандинавии и опустошивших сначала северные, а затем и юж­ные страны. Со стороны Средиземного моря делали набеги арабы. Самое мо­гущественное государство - империя франков - распалось. Культурная жизнь Европы замерла.

Начало второго тысячелетия явилось важным рубежом во всех областях евро­пейской жизни. Вторжением норманнов в Англию завершилась волна миграций. Государства, возникшие на развалинах Священной Римской империи Карла Ве­ликого, несмотря на крайнюю политическую раздробленность, оказались более стабильными. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось ожив­ление культурной жизни. Искусство, получившее в дальнейшем название роман­ского, развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге, Великобританию и Скандинавские страны на севере. Термин «романское искус­ство», «романский стиль» (от лат. romanus - римский) возник в начале XIX в., ког­да художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья, заме­тили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.

Исторически оно соответствовало периоду феодализма. Желая иметь надеж­ную армию, короли как награду за службу раздавали своим верным воинам зе­мельные наделы, которые назывались на германский лад леном (займом) или феодом, что и дало наименование сложившемуся в IX-XI вв. общественно­му строю. К этому же времени относится и зарождение рыцарства. Само сло­во «рыцарь» означает в переводе с немецкого «всадник». Рыцарем сын знат­ного человека становился с момента вручения ему оружия, когда он достигал возраста, чтобы стать воином. Юноша благородного происхождения, прежде чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени должен был исполнять обязанности оруженосца при каком-либо сеньоре. Когда подходил срок, юноша получал меч как символ его нового положения. Кроме меча посвящаемый получал панцирь, шлем и копье. Ночь перед посвящением будущий рыцарь проводил в


церкви в молитве, а его меч, положенный на алтарь, получал благословение духов­ного лица. Это означало, что рыцарь являлся защитником церкви и христианской веры. Рыцари должны были также оказывать покровительство вдовам, сиротам, паломникам. Но вместо этого они постоянно враждовали между собой, соверша­ли набеги и грабили.

Бесконечные распри рыцарей при почти не прекращающихся войнах обусло­вили появление укрепленных замков. Европа буквально покрылась замками. Не­смотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок стал символом власти сеньо­ра над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестностью, либо на островах широких рек и озер. Замок являлся одновременно и жилищем фе­одала, и крепостью, поэтому большое внимание уделялось стенам. Толщиной они были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, заполненные водой. Един­ственным входом в замок служили ворота через башню, от которой через ров на­водили подъемный мост. Но даже если авангард наступающих перескакивал через мост, в узком проходе башни опускалась массивная решетка. Стены замка увенчи­вались зубцами, позади которых был деревянный настил, и защитники оттуда стре­ляли по врагу или же сбрасывали камни, или выливали кипящую смолу, нечистоты

- все, что оказывалось под рукой. Со временем башни стали делать круглыми, что­бы увеличить радиус обстрела, а в верхней части помещали особые нависающие галерейки с люками в полу. В центре двора возводилась каменная башня - донжон

- последнее убежище в случае осады. Обычно это была трех-четырехэтажная баш­ня, весьма уродливая, с очень толстыми стенами и узенькими, редко расположен­ными окнами. В XII в. рядом с донжоном стали строить дом, возле него капеллу, погреба, кухню, конюшни. К внутреннему двору примыкал более широкий двор с мельницей, пекарней, ремесленными мастерскими. Во время осады замок служил убежищем для окрестных жителей. Таким был один из величественных и мощных замков Франции - замок Пъерфон к северу от Парижа.

При общем сходстве планировки и укрепления феодальных замков существо­вали некоторые региональные различия. К примеру, архитектура Испании несла на себе отпечаток реконкисты - освободительных религиозных войн с маврами. Почти все строения - монастыри, города, замки - имели характер крепостей и воз­водились на вершинах обрывистых скал. Особенно много таких строений было в Кастилии, даже получившей свое название от испанского слова Castillo - крепость. Самым большим и величественным из романских замков Кастилии является по­строенный на крутой скале в Сеговии королевский дворец Алькасар, окруженный толстыми стенами, вырастающими прямо из скалы, с множеством башен. В Ан­глии замок представлял собой тип укреплений, где рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Это было двухэтажное здание кубической фор­мы, первоначально деревянное. Внизу располагались складские помещения, навер­ху жилые комнаты и холл. С 1077 г. при постройке лондонского Тауэра башни стали строить каменными. В состав крепости помимо знаменитой Белой башни, которая играла в нем роль донжона, была включена капелла, перекрытая цилиндрическим сводом. В XII в. стал господствовать башнеобразный донжон, прямоугольный или многоугольный в плане.

Таким образом, устройство жилища феодала диктовалось прежде всего не­обходимостью обороны, а не стремлением к комфорту и красоте. Поэтому в те­чение долгих лет основную массу художественных произведений составляли предметы прикладного искусства. Стены жилых и парадных помещений укра­шались только ткаными коврами - шпалерами, предназначавшимися также для




Замок Пьерфон. Франция


утепления каменных стен. Росписи встречались лишь в капеллах, скульптура слу­жила для украшения надгробий.

Тауэр. Белая башня. Лондон

Со временем неподалеку от замков возникали города. Нередко новый город вы­растал на основе древнеримского поселения (это считалось признаком его бла­городного происхождения) иразвивал-ся, приспосабливаясь к потребностям нового общества, целью которого было укрепление свободы путем накопле­ния богатства, полученного не с помо­щью войн и грабежей, а своим трудом. Стремление к богатству не считалось более грехом, недозволенным стяжа­тельством, оно являлось божествен­ным воздаянием на земле за труд в ожидании награды на небе. Город как совокупность производителей высту­пал в качестве центра, где труд отдель­ных людей превращался в общее дело. Первоначально поселение, возник­шее стихийно, группировалось вокруг монастыря или рыночной площади. Жилые дома росли вверх, нависая над узкими улочками. Городские стены ук­реплялись так же, как и замки, - запи­равшимися на ночь воротами. Иногда вокруг стен делали еще и ров, напол­ненный водой, через который перебра-


сывали мост с башнями перед ним, где постоянно находилась стража и таможен­ная застава.

С XII в., когда началось массовое возведение городов, характерной становится регулярная планировка. План определяли проведенные под прямым углом цент­ральные магистрали, на пересечении которых размещался жизненный центр горо­да - рыночная площадь с церковью. Вокруг располагались резиденция епископа и различные общественные здания: крытый рынок, биржа, таможня, суд, больница. В обязанность епископа и коммунальных властей входило устройство хлебопекар­ной печи, кузнечного горна, установление городских весов. Позднее, в результате коммунальных революций, волной прокатившихся в XII в. по всей Европе, во мно­гих местах возникло городское самоуправление - муниципалитет, который распо­лагался в ратуше.

Городская ратуша - это большой каменный двух-трехэтажный дом. Нижний этаж открывался на площадь просторной галереей, где совершались различные торговые операции, а в случае непогоды размещались купцы со своим товаром. Во втором этаже находились парадные залы, где проходили заседания городского со­вета, а иногда и судебные разбирательства; в третьем - подсобные помещения. Над ратушей возводилась сторожевая башня - гордость средневековой республики, сим­вол ее независимости и свободы.

Дома, образующие узкие кривые улочки, заселялись людьми, как правило, од­ной профессии, так что в средневековых городах существовали улицы столяров, оружейников, ткачей, золотых дел мастеров, аптекарей, булочников.

Большинство городских жилых построек XI-XII вв. были деревянными или глинобитными; лишь церкви, епископские и королевские дворцы, здание комму­нального управления и жилища феодалов возводились из камня и украшались резьбой. В отличие от античных, дома средневекового города имели два-три эта­жа и окнами выходили прямо на улицу. Внизу находились лавки, сараи, конюш­ни, во втором этаже - жилые комнаты, под высоким щипцом кровли устраивали склад.

Центром романского города и наиболее совершенным воплощением романского представления о мироздании был кафедральный городской собор.

Собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее полно отражающую идею крестного пути Иисуса Хри­ста и спасения через искупление, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Использование для перекрытия нефов крестовых сводов, позволивших увеличить объем базилики, но и потребовавших более мощных опор для распределения нагрузок, обусловило по­явление толстых стен с небольшим количеством узких проемов и массивных стол­бов центрального нефа.

Чтобы привести крестовые своды центрального нефа в соответствие с кресто­выми сводами боковых, зодчие применяли так называемую связанную систему, сущность которой заключалась в том, что на каждый травий1 центрального нефа приходилось два боковых пролета. Составившая основу перекрытия романского храма полуциркульная арка стала как бы лейтмотивом романского архитектурно­го стиля: она завершала входной портал, повторялась в арках нефов, в очертаниях сводов, оконных проемах.

1 Травий - пространственная ячейка нефа под одним крестовым сводом, ограниченная четырьмя опорами.


По-новому в романских храмах стала решаться проблема освещения. Тяжелая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в по­лумраке, в предалтарной части пре­рывалась «рукавами» трансепта, ко­торые завершались великолепными оконными проемами - «розами» с цветными стекольными вставками - витражами. Сосредоточение света в восточной части храма, льющегося из окон апсид, трансепта и тибурия, зримо воплощало идею единоборст­ва косной материи и божественно­го света, а также обозначало границу между небесной и земной сферами, между мирянами и клиром.

Росписи сохранились лишь в ред-

Романский храм. Разрез КИХ храмах, НО ИЗВеСТНО, ЧТО В роман-

скую эпоху живописи придавали го­раздо больше значения, чем раньше: она располагалась не только на стенах и в апсиде, но захватывала своды, крипту, деревянную скульптуру, украшавшую стен­ки хора, и даже окна, где появились цветные витражи.

Существовали две техники витражной росписи. Роспись гризайль проводи­лась черной и серой краской по бесцветному стеклу зеленоватого дымчатого тона, создавая иллюзию рельефов. Второй способ представлял собою сюжетную рос­пись по наборному цветному стеклу. Варили стекло в специальных печах, затем

Часовня Иоанна Евангелиста. Тауэр. Лондон


резали в соответствии с подготов­ленным рисунком и набирали на спе­циальных шаблонах, после чего по­крывали по цветному фону росписью.

Элементы будущего витража скре­плялись между собой свинцовыми пе­ремычками. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, ошеломляли из­нутри, когда солнечные лучи, прони­кая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

Важной особенностью романского собора стало появление скульптурного каменногодекора,аиметю-барелъефа. С этого времени стал постепенно исче­зать былой контраст между скромным внешним видом зданий и роскошной внутренней отделкой. Рельефы на­чали также быстро заполнять ар­хивольты1 и тимпаны2 порталов. Форма капители развивала византий­ский тип, представляющий собой пе­ресечение куба и шара, и не имела

аналогов ВО всей ИСТОРИИ архитек- Рельеф базилики Сен-Сернен. Фрагмент. Тулуза

туры: она была покрыта либо стили­зованным растительным орнаментом,

либо изображениями животных, чудовищ, птиц, либо целых эпизодов из Свя­щенного Писания, легенд о святых, литературных произведений. Боязнь пустот стала характерной чертой романских рельефов. И здесь нужно особо сказать о сю­жетах романского искусства.

Особенность каменного декора романской капители состояла прежде всего в изображении нечистой силы. Искусство дороманского Запада, а уж тем более изы­сканное, рафинированное византийское не знало изображений черта. В визан­тийских и каролингских произведениях сатана представал либо в виде связанного пленника, либо черного херувима. Романский же черт приобрел фантастический и отталкивающий облик.

Чаще всего это волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами по­являлось всюду и вмешивалось во все земные дела. Черт стоял за спиной Иуды, толкая его сначала на предательство, а затем на самоубийство. Черти соблазняли юношу женскими ча­рами, покупали за деньги и почести душу честолюбивого монаха, искушали святых. Ког­да же умирал грешник, черт караулил у смертного одра и хватал своими цепкими лапами выходящую с последним дыханием маленькую нагую душу. Торжествуя, он тащил ее в ад.

Исчадиям ада противостояли ангелы, вступающие в борьбу за душу, причем ис­ход) сражения ангелов и дьяволов во многом зависел от соотношения добра и зла в самой душе. В этом заключалось ключевое различие нравственной стороны куль­туры средних веков и античности, где человек был жертвой слепого рока, не могу­щего повлиять на свою судьбу.

1 Архивольт - обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

2 Тимпан - плоскость между проемом арки и лежащим на нем антаблементом.


Сюжеты и образы нерелигиозно­го происхождения, но имеющие сим­волическое значение, также занимали значительное место в украшении ка­пителей.

Сирена, губящая своим пением моря­ков, символизировала мирские соблазны, химеры - человеческие пороки. Пеликан, питающий детей собственной кровью, олицетворял Христа, принесшего себя в жертву ради людей. Львица, склоняюща­яся над мертвыми детенышами и вызы­вающая их через три дня к жизни - ры­чанием, символизировала Бога Отца, воскресившего Сына - Иисуса Христа на третий день.

Созданные народной фантазией образы многоглавых тварей, зверей с раздвоенными телами, людей с со­бачьими головами, карликов, обезьян

Рельеф собора св. Петра. Фрагмент. Женева И Лягушек, родственные образам ИЗ

распространенных в народе басен, сказок и легенд, составляли третью группу сюжетных композиций. Это пристрастие к чудесному весьма характерно для романского искусства.

С появлением причудливого декора сместился акцент в самом характере изо­бразительного искусства. Оставаясь «Библией для неграмотных», оно должно было не только наставлять в вере, но и устрашать отступников. Поэтому главное внимание уделялось изображению страданий, через которые, как через очищаю­щий огонь, предстоит пройти душе. С необычайной живостью и эмоциональным накалом создавались картины бедствий и страдания: на страдания обречены из­гнанные из рая Адам и Ева; на страдания обречен Каин, убивающий Авеля; на гла­зах обезумевших от горя матерей воины царя Ирода истребляли младенцев; изу­верским мучениям подвергали язычники бесчисленных святых; в языках адского пламени корчились грешники; сам Иисус Христос проходил через страдания и смерть.

Культ страдания был призван примирить людей со всеми тяготами жизни и дать им надежду на будущую райскую жизнь. В то же время большую роль в иконографической программе играли апокалиптические темы. Соответствующие изображения на витражах и порталах разграничивали два мира - грешный, мирской, и священный. Страшный суд связывал их между собой, соединяя прошлое, насто­ящее, будущее и утверждая вечное. Позднее место рая и ада в произведениях изо­бразительного искусства и архитектуры было строго обусловлено: правая сторона считалась благостной, поэтому справа находился рай, а левая сторона -проклятая, здесь располагался ад.

Главной особенностью романского изобразительного искусства, формирую­щегося и развивающегося в рамках единого для всех народов Европы христиан­ского мировоззрения, являлся его глубоко мистический, религиозный характер, по­скольку в основе этого мировоззрения лежало представление о том, что земное Существование ничтожно по сравнению с вечной загробной жизнью, мир полон




Страшный суд на тимпане портала церкви Сен-Дени. Париж


зла и губительных соблазнов, красота материального мира обманчива и прехо­дяща, тело - лишь оковы бессмертной души. В средние века был даже выдви­нут тезис о телесном уродстве Христа. На смену античному идеалу и преклоне­нию перед красотой человеческого тела пришла идеализация духовного начала, что и обусловило появление нарочито деформированных, непропорциональных, аскетически бесплотных фигур романских статуй. Вместе с тем именно в роман­ском искусстве проявились художественные традиции народного творчества: декоратив­ность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым народным юмором, особенно в изображении второстепенных с точки зре­ния теологического замысла персонажей и эпизодов, передаваемых с удивительной на­тур алистично стью.

Несмотря на формирование в романскую эпоху общеевропейского архитектурного стиля, для которого типичными были мотив полукруглой арки, базиликальный тип хра­ма, массивные стены и башни с шатровым завершением, сложилось множество регио­нальных художественных школ, различия ко­торых весьма значительны.

Рельеф тимпана базилики Сен-Сернен. Фрагмент. Тулуза

Во Франции на облик храмов решаю­щее влияние оказало паломничество. С XI столетия паломничество приобрело осо­бое значение в жизни феодальной Европы и достигло небывалого размаха. На это был ряд причин. Голод и нищета, надежда на свершение чуда и религиозная экзальтация заставляли людей той эпохи поклоняться


святым местам. Но не одно благочестие вынуждало отправляться в дальний путь. Беглые крестьяне, путешествующие со своими товарами купцы, ремесленники, строители и живописцы вливались в поток паломников. Концентрация земель в руках крупных феодалов привела к разорению среднего и мелкого дворянства и по­явлению на дорогах Европы все возраставшей массы рыцарей.

Разграбление Константинополя в 1204 г. крестоносцами, отправившимися в чет­вертый крестовый поход на Иерусалим, но не дошедшими по назначению, привело к тому, что из Византии помимо драгоценной утвари, тканей, икон, эмали во мно­жестве вывозились чудотворные мощи святых. Это была настоящая «мощевая» ли­хорадка. Останки святых расчленяли и продавали по частям. Храмы наполнились огромным количеством таких святынь. Для их хранения строили капеллы, возво­дили гробницы, делали драгоценные раки и роскошные ковчеги. Паломничество к приобретенным святыням и возникновение так называемых паломнических церк­вей стало приметой времени.

Наибольшее количество паломнических церквей, прозванных за их суровое ве­личие «крепостями Господними», сосредоточилось к югу от Луары и сделалось осо­бым явлением французского романского зодчества, поскольку в ХП-ХШ вв. имен­но здесь проходили дороги в три главных центра паломничества - в Палестину, Рим и Северную Испанию, куда верующие стремились, чтобы поклониться святыням, связанным с именами первых христианских мучеников.

Культ реликвий повлек за собой изменения восточной части церкви в це­лом: хор значительно подняли над общим уровнем пола, чтобы открыть доступ в крипту; вокруг центрального алтаря стали делать полукольцевой обход, кото­рый обрамляли маленькими капеллами с алтарями, образующими венец капелл. Такое устройство храма позволяло посетителям, не нарушая богослужения, прой­ти через боковые нефы и в обход посетить все капеллы, где хранились релик­вии. Снаружи восточная часть храма приобрела пирамидальный вид; над невы­сокими капеллами выступала стена обхода, над ней возвышалась главная апсида с примыкающим к ней трансептом, и все эти нарастающие объемы увенчивались высокой башней на перекрестье нефа и трансепта. С запада вход обрамляли две симметрично расположенные башни. Таковы церкви Сен-Северен в Тулузе, Сен-Мадлен в Везеле, Сен-Лазар в Отене.

Немецкая архитектура тесно была связана с каролингской. В 962 г. король сак­сонской династии Отгон I по примеру Карла Великого короновался в Риме импе­раторской короной, положив начало «Священной Римской империи германской на­ции». Подъем империи при Отгонах сопровождался бурным строительством.

В церковном зодчестве господствовала трехнефная базилика с высоким цент­ральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами, а иногда и трансептами на восточной и западной сторонах, с башнями на средокрестиях и фасадах. Подобного типа постройкой стала церковь Сант-Михаэлъ в Хильдесхейме. Церковь имеет дву­стороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, пор­талы и окна. На востоке храм завершали три апсиды, в западной части - крипта и хор с обходом.

Феодальные усобицы, изнурительная и бесплодная борьба императоров с папством за главенство в Европе способствовали децентрализации страны и об­разованию обособленных княжеств, развитие которых протекало крайне нерав­номерно. Новый этап в истории немецкой архитектуры начался строительством монументальных храмов в имперских городах на Рейне. Возведенные в XI-XII вв. соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе принадлежат к числу самых величествен­ных и монументальных храмов романского стиля. Все они представляют собой


Церковь аббатства Мария Лаах. Германия

длинные, строгих геометрических форм здания с толстыми гладкими стенами и уз­кими окнами. Симметрично расположенные с запада и востока трансепты флан­кированы башнями со шлемовидным завершением. Такие же массивные приземи­стые граненые башни отмечают оба средокрестья. При этом, несмотря на внешнее сходство с постройками оттоновского времени, различие между этими знамени­тыми «имперскими» соборами и церквами, возведенными в монастырях «Священ­ной Римской империи германской нации», очень велико. Заключается оно не столь­ко в грандиозности размеров, сколько в новизне конструкции, при которой плоские деревянные перекрытия центральных нефов были заменены крестовыми каменны­ми сводами.

По типу прирейнских городских соборов были построены и монастырские храмы. Особое место в немецкой архитектуре заняла церковь аббатства Ма­рия Лаах, справедливо считающаяся классическим зданием немецкой рома-ники, поскольку вобрала основные принципы немецкого храмового зодчества романской эпохи. Церковь представляла собой трехнефную базилику двусто­ронней ориентации, вход в которую с обеих сторон предварял атриум. Запад­ный хор далеко выступал вперед. Восточная часть завершалась полуцилиндром апсиды. Дополняли картину мощные башни над средокрестием. Наружный об­лик здания определили геометризованные объемы, покрытые скупым декором; внутреннее пространство полностью перекрывали крестовые своды. Сходный характер имела архитектура кёльнских церквей, отличающихся лишь трехле-пестковым завершением хора: кроме восточной апсиды, завершающей централь­ный Неф, пристраивали еще две на концах трансепта. Замечательным примером подобного типа здания служит церковь Апостолов в Кёльне, сходная по своему облику с соборами других рейнских городов.

Совершенно иначе выглядели романские храмы Италии, сосредоточенные на севере страны, в Ломбардии, наиболее тесно соприкасавшейся с культурой евро-


пейских стран, тем более что через нее проходили пути направлявшихся в Рим паломников. Первым и наиболее типичным образцом романской культовой ар­хитектуры в Италии можно считать базилику Сант-Амброджо в Милане с об­ширным прямоугольным атриумом, равным по площади самой церкви. Фасад церкви оформлен двумя рядами глубоких арочных галерей, придающих стене лег­кий воздушный характер. Мотив галереи, состоящей из ряда полуциркульных арок, особенно характерен для романских храмов и в Тоскане, области в средней Италии.

Из сохранившихся здесь сооружений романского стиля прежде всего привле­кает внимание знаменитый собор в Пизе (XII в.), являющийся лишь частью об­ширного сложного монументального комплекса, включающего в себя также кам-панилу, баптистерий и кладбище и выражающего весь круг человеческого бытия -от рождения до смерти. Фасад большого пятинефного собора с очень высоким средним нефом украшен расположенными в несколько ярусов изящными аркада­ми, которые повторяются в украшении баптистерия-ротонды и опоясывают в не­сколько рядов цилиндрический объем кампанилы - «Падающей башни». Бело­мраморный собор не имеет на фасадах скульптуры, зато украшен вставками цветного мрамора.

Церковь Сан-Миньято аль Монте. Флоренция

 

Таким же изящным геометрическим узором украшены фасад и интерьер вос­петой Данте церкви Сан-Минъято аль Монте во Флоренции и находящийся там же баптистерий. Облицовка стен соборов тонкими мраморными полосами зеле­ного, розового, серого, черного цвета, тщательно подогнанными друг к другу и отшлифованными, являлась характерной чертой декоративного убранства ро­манских храмов Тосканы, получившего название инкрустационного стиля. Ро­манские храмы Италии с их праздничными фасадами и обилием форм, близких к античной классике, лишены крепостной суровости, присущей большинству строе­ний романского стиля.


Наиболее значительная постройка средневековой Испании - собор Сант-Яго де Компостела в Галисии, желанная цель бесчисленных пилигримов, - полностью по­вторял типпаломническойцеркв и, сложившейся во Франции. В Сеговии планировка церквей была усложнена сооружением открытых арочных галереи, наподобие клу­атра, служивших светским целям: они использовались как крытые рынки или место для собраний горожан. Наряду с базиликальными храмами встречались и центри­ческие постройки, характерным образцом которых служит двенадцатигранная цер­ковь Вера Крус в Сеговии - плоско перекрытое низкое здание с поднятой централь­ной частью и глухими стенами, прорезанными сверху редкими окнами. По мере продвижения к югу сказывалось влияние восточной арабской архитектуры, и осо­бенность собора в Саламанке проявилась в последовательном применении стрель­чатых арок и ребристом куполе над средокрестием.

Специфической особенностью храмовых построек Англии, в целом повторяю­щих устройство французских, было соединение в одном здании типов монастыр­ского и приходского храмов. Но планы английских соборов тяготели к прямо­угольным очертаниям, и хор с обходом получил распространение не всюду. С целью же обеспечения достаточного места для прихожан и многочисленного клира увели­чили протяженность нефов, хора и трансепта. Узкие трехнефные здания, такие как собор св. Павла в Лондоне, достигали длины более 170 м. В связи с этим особую роль приобрела башня над средокрестием, призванная уравновесить сильно раз­метнувшееся в стороны здание. Башни составляли излюбленный элемент англий­ской архитектуры, служа высотной доминантой местности.

Помимо рыцарского замка и кафедрального городского собора к основным ти­пам архитектурных сооружений в романскую эпоху относился и монастырский ансамбль. Романский стиль называют даже монастырским стилем. Но по своей планировке монастыри романского периода мало чем отличались от монастырей «каролингского возрождения». Как и прежде, центром их было здание церкви с клуатром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: