Важнейшим отличием Италии от других стран Европы в 11-12вв. было раннее развитие ремесел и торговли, обусловившее образование средневековых городов-государств. Итальянские города явились первыми очагами средневековой культуры. В них же значительно раньше, чем в других странах, появились зачатки новых общественных отношений, сопутствовавших зарождению капиталистического производства.
Основными силами, боровшимися за власть в средневековой Италии, оказались не только феодальные сеньоры, но и городские коммуны, которые все чаще оттесняли на второй план как светских, так и церковных властителей.
Другой особенностью исторического развития средневековой Италии была ее политическая раздробленность. В стране отсутствовала общая власть.
На протяжении всего средневековья страна оставалась ареной жесткой борьбы между феодалами и городами, между иноземными завоевателями.
Свободно развивались только морские торговые республики - Венеция, Генуя и Пиза, да Ламбардия и Тоскана, хотя и числились в составе Германской империи, на деле сохраняли свою независимость.
|
|
Особенности исторического развития Италии определили своеобразие ее культуры и, в частности, архитектуры.
Поскольку в передовых областях Италии ядро общественной жизни составляли равно развившиеся городские коммуны, зодчество получило ясно выраженный городской характер. Его развитие было в значительной мере связано с формированием города. Сердцем города являлась торговая площадь; рядом помещался собор или целый комплекс, состоявший из собора, кампанилы и баптистерия.
С утверждением народовластия появился новый общественный центр - площадь и здание городского самоуправления. Крупный масштаб и монументальность резко выделяли эти сооружения среди рядовой жилой застройки, которая была очень разнообразна (Рис. 160, 161, 162).
Жилая застройка обносилась укреплениями, которые располагались в соответствии с рельефом местности и требованиями обороны.
Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями строились многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати (Рис.163, 164), здание ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений (Рис. 165): палаццо делла Раджоне (здание суда), дель Аренгарио (наименование народного собрания); Бролетто (место для собраний в Ломбардии); палаццо Пополо, Пубблико (дворцы коммуны) и т.д.
В различных областях итальянской культуры развиваются новые, светские тенденции. В романском зодчестве Италии светские тенденции проявились раньше и сильнее, чем в зодчестве других стран. Строительство зданий общественного назначения рано встало в центре всеобщего внимания и стало важнейшим делом всей общины.
|
|
Светские тенденции сказались не только в гражданской, но и в культовой архитектуре. Церкви часто служили для собраний городской общины. Романский собор в итальянских городах - это "дом божий и народный", с вместительными нефами, кафедрой проповедника, иногда с большим атрием или нартексом.
Важную особенность романской архитектуры в Италии составляет ее многообразие. Здесь сложилось несколько локальных школ зодчества. Наиболее своеобразные и значительные направления сложились в Ломбардии, Венеции, Тоскане, Риме, в Южной Италии и Сицилии.
Другую важнейшую черту итальянского зодчества, в той или иной мере сказывавшуюся на всех местных школах, составляет его связь с античной традицией. Более или менее сохранившиеся памятники древнеримского зодчества составляли неотъемлемый элемент пейзажей Италии и ее городов.
Античная традиция проявилась не столько в прямых заимствованиях архитектурных форм, сколько в технических навыках, определивших исходные позиции романского зодчества в Италии, а также в его общем характере и направлении его развития.
Именно античные памятники помогли итальянским строителям разрешить в числе первых основную конструктивную задачу своего времени - разработать сводчатые перекрытия широких пролетов для помещений, предназначенных для собрания большого числа людей (сперва в церквах, а потом и в дворцах городских коммун).
Уроки античности сказались и в том, что итальянцы первыми стали широко применять обожженный кирпич.
Влияние античности заметно в композиции таких сооружений, как церкви с базиликальным планом и разрезом, городские укрепления с выступающими за линию стен башнями, мосты и пр. Античная традиция сказалась в строительной технике и типах сооружений романского зодчества, в общем характере его образов, в ясной логике тектонического замысла, в спокойной уравновешенности архитектурных пространств и внешних объемов, в безошибочно найденных соотношениях между абсолютными размерами сооружения и его частей, с одной стороны, и человеком - с другой (масштабность), определивших величавое спокойствие романских памятников, а вместе с тем и их подлинно человеческую красоту. Наконец - в том значении, которое приобрела тектоника как средство архитектурной выразительности.
Античное наследие и следы различных влияний органически перерабатывались и растворялись в новой архитектуре, развивавшейся в соответствии с требованиями феодального жизненного уклада Италии.
В эту эпоху формируется тип каменного жилого дома горожанина, отвечающий стесненным условиям строительства в границах защищенной городскими укреплениями территории. Более богатые горожане стремились сохранить внутренний двор - неизменную принадлежность укрепленного замка феодала.
Городские резиденции феодалов имели башни, которые во время усобиц служили в качестве укрепления не только роду хозяина, но и многочисленной челяди. Постепенное уменьшение сечения башен, создававшее наклон граней внутрь и зрительное облегчение башен по вертикали определяли художественную выразительность этих мощных сооружений, высота которых была как бы наглядным свидетельством силы сеньориального рода (Рис. 166).
Общественные сооружения в первые годы развития городских коммун имели немало черт, сближавших их с феодальными замками и укрепленными башнями. Появляются дворцы коммуны с двором и башней, напоминающие укрепленные городские дома феодалов. Со временем башни теряли свое оборонное значение и все чаще служили средством создания архитектурного образа.
|
|
В наиболее зрелом типе здания городского самоуправления первый этаж представлял собой аркаду, служившую общественным залом, связанным с площадью. Во втором этаже устраивался зал заседаний, непременно имевший балкон.
В церковной архитектуре Италии преобладал традиционный базиликальный тип композиции, чаще всего трехнефный, реже - пятинефный. Трансепт, который не имел прототипа в античной базилике, прививался в Италии слабо и чаще всего не выходил за границы общего прямоугольного очертания церковного плана. Апсиды, обычно располагаемые параллельно одна другой, замыкали главный неф. Устройство апсид в торцах трансепта или же их радиальное расположение встречается довольно редко.
Средокрестие в отдельных местных школах (Ломбардия, Пиза, Южная Италия) нередко перекрывалось куполом, который в Ломбардии обычно скрывался за стенами высокого восьмигранного барабана, а в Средней и Южной Италии, если и оставался открытым, то чаще всего не получал большого значения в композиции.
Важное значение для дальнейшего развития архитектуры, особенно в эпоху Возрождения, имел центральный тип композиции. В романскую эпоху он не получил большого распространения в строительстве церквей, но неизменно применялся в баптистериях.
В некоторых местах на побережье Адриатического моря, где сохранялись византийские традиции, встречаются церкви крестово-купольного типа (собор Сан Марко в Венеции), а на юге Италии - квадратные в плане церкви, перекрытые куполами на 4-х опорах.
Характерной спутницей итальянских церквей является кампанила, которая обычно строилась в виде квадратной в плане отдельно стоящей башни с проемами для звона в верхних частях.
Создание каменного перекрытия над церковным нефом явилось главной конструктивной задачей романской архитектуры, при решении которой, как уже сказано, итальянские строители, несомненно, опирались на достижения античности.
|
|
Вслед за полуциркульным они освоили возведение крестового свода на 4-х столбах, послужившего основной ячейкой для разработки плана церкви и определявшего ширину главного нефа. Ячейка главного нефа в большинстве случаев была квадратной (или близкой квадрату). В боковых нефах ей соответствует по 2 малых ячейки, также перекрытых крестовыми сводами.
В крестовых сводах стали выделяться ребра, которые предвосхитили готические нервюры. Столбы, поддерживающие своды главного нефа, делались более мощными и получали более сложный профиль: в них нередко выделялись полуколонны или четвертные колонны, отвечающие ребрам свода.
Опоры боковых нефов имеют меньшее сечение, чаще круглое.
Так создается своеобразная структура плана, а вместе с тем глубинная организация и сложное ритмическое расчленение пространства, составляющие одно из важнейших достижений романских церквей в Италии.
После веков упадка строительное искусство, впервые со времен античности, достигло такого уровня, при котором зодчие не только смогли возводить большие и монументальные, рассчитанные на века сооружения, но и сумели при этом использовать самую их структуру в художественных целях. Своды и другие конструктивные элементы становились важнейшими выразительными средствами, а простая кирпичная или каменная кладка приобретала новую эстетическую ценность. Тектоника сооружения превращается в его композиционную структуру. Скульптура и декор нередко органически включаются в структуру построек.
Вместе с таким, свойственной одной Италии, использованием романских аркатур развиваются и другие архитектурные средства, играющие большую роль в композиции фасадов: лопатки, профилированные пилястры и тонкие полуколонки.
Романское зодчество Италии сыграло огромную роль в общем развитии европейской архитектуры.