Предлагаемый сценарий демонстрирует, как можно использовать ролевую игру, чтобы помочь учащимся научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу полученных оценок. Адаптируйте сценарий к проблемам вашей группы.
1. Объясните группе, зачем нужна ролевая игра. Например;
Некоторым из вас бывает нелегко решиться подойти к учителю и спросить, почему вам были выставлены именно те оценки, которые вы получили. Сейчас мы разыграем ситуацию, в которой вы будете задавать учителю вопросы. Ролевая игра означает, что вы должны представить себя в новой ситуации или в новой роли подобно актерам на сцене. Эта игра может помочь вам научиться задавать вопросы учителю и увидеть, как могут развиваться события после вашего обращения.
2. Используйте методику мозгового штурма, чтобы обсудить необходимые шаги, предшествующие собственно разговору ученика и учителя – имеется в виду обращение с просьбой о встрече или выбор удобного времени для личной беседы (не перед уроком, когда учитель занят).
3. Обсудите вместе с группой, что нужно сказать учителю. Например: "Татьяна Викторовна, не могли бы вы мне помочь понять, за что я получил такие оценки по контрольной? Я не понимаю, как были оценены мои ответы».
4. Обсудите с группой и запишите возможные ответы учителя. Например:
Лариса, каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Ты не ответила на 5 вопросов и, следовательно, потеряла 25 баллов из 100. Поэтому твоя оценка – 75 баллов.
Лариса, давай я еще раз посмотрю твою работу. Возможно, я ошиблась в подсчетах.
Лариса, ты занималась недостаточно усердно, и поэтому у тебя низкие оценки.
Лариса, ты невнимательна на уроках.
5. Разбейте детей на пары. Попросите одного из них сыграть роль ученика, а другого - роль учителя. Пусть тот, кто играет ученика задает всегда один и тот же вопрос, а тот, кто играет учителя дает каждый раз разные ответы. Дайте парам вести диалог в течение нескольких минут.
6. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог, и как они чувствовали себя в этой ситуации.
7. Обсудите с детьми, что они сегодня узнали на занятии, и как полученные знания можно будет примени в похожих ситуациях в реальной жизни. Попросите детей попробовать использовать приобретенные умения в реальной ситуации.
5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ:
ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ
Обзор
Моделирование или обучение с помощью анализа желаемых вариантов поведения – простейший, но, тем не менее, эффективный способ получения знаний. В настоящее время достаточно хорошо разработаны три типа моделирования. Первый тип – обучение по модели, которое предполагает использование видео- или аудиозаписей, слайдов или фильмов, демонстрирующих модель желаемого поведения. Второй тип – самомоделирование -заключается в том, что человек записывает себя на аудио- или видеокассету, чтобы, просмотрев и проанализировав его впоследствии, выработать более корректные формы поведения. Обучение на примерах предполагает, что ребенок наблюдает примеры поведения непосредственно в группе, а затем самостоятельно отрабатывает по шагам требуемое поведение.
Рассмотрим методику обучения на примерах. Самомоделирование обсудим отдельно.
Техника обучения на примерах широко используется в тренинге социальных навыков и обучении стратегиям защиты как с детьми, так и со взрослыми. Как показали исследования, эта техника может быть весьма эффективной для коррекции страхов и фобий у взрослых и детей, в обучении детей социальным навыкам и в программах помощи жертвам сексуального насилия. Хороша она также для работы с неуверенными в себе людьми, испытывающими затруднения в общении. Считается, что моделировать поведение должен тот, кто еще не до конца освоил изучаемый навык, потому что он изображает его более реалистично, чем тот, кто уже владеет им в совершенстве.
Методика обучения на примерах предполагает следующие шаги:
- Объяснение смысла методики.
- Выделение элементарных составляющих поведения (их легче и безопаснее осваивать по отдельности).
- Объяснение схемы наблюдения (выделение наблюдаемых параметров).
- Демонстрация примеров желаемого поведения необходимое количество раз.
- Отработка клиентом модели поведения.
В групповой работы с детьми и подростками используйте следующие шаги:
- Объяснение смысла методики.
- Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных способов управления ситуацией.
- Процедура выбора детей (можно по желанию), согласных продемонстрировать требуемое поведение.
- Демонстрация примеров поведения ребенку, которому они предназначены.
5. Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы.